Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
2 Федеральный государственный образовательный стандарт Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. 309-ФЗ новое понимание содержания и структуры понятия «федеральный государственный образовательный стандарт» (ФГОС) Закон Российской Федерации «Об образовании», статья 7 « В Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования…»
3 Состояние разработки и утверждения стандартов 1. ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 6 октября 2009 года 373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года 15785) 2. ФГОС основного общего образования – утвержден приказом от года 1897 (зарегистрирован Минюстом России года 19644) 3. ФГОС среднего (полного) общего образования – в стадии доработки (проект стандарта опубликован года)
4 Введение федерального государственного стандарта общего образования Обязательное введение ФГОС (1 класс) во всех образовательных учреждениях Российской Федерации начинается с 2011/12 учебного года Обязательным будет обучение по ФГОС: на ступени основного общего образования с 2015/16 учебного года на ступени среднего (полного) общего образования с 2020/21 учебного года.
5 Введение федерального государственного стандарта общего образования Переход на ФГОС может осуществляться и поэтапно, по ступеням общего образования после утверждения соответствующих стандартов и по мере готовности образовательных учреждений к введению ФГОС : в 5 классах начиная с 2012/13 учебного года в 10 классах – с 2013/14 учебного года
уч.год уч.год - обязательное введение ФГОС - введение ФГОС по мере готовности 1 МОНИТОРИНГИОТЧЕТНОСТЬ 1 Введение федерального государственного стандарта общего образования уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год продолжение обучения по ФГОС, введенного по мере готовности
7 Основные характеристики нового стандарта Новый стандарт включает требования к структуре, условиям освоения и результатам общего образования Новый стандарт учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся, включая потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (в том числе и детей-инвалидов) Новый стандарт учитывает значимость ступени общего образования для развития детей
8 Основные характеристики нового стандарта Начальная школа (1-4 класс) – фундамент всего последующего образования результат – научиться учиться Основная школа (5-9 класс) – получение образования и воспитания для дальнейшего развития результат – научиться общению, принятию решений, выбору, креативности Средняя школа (10-11 класс) – достаточная и необходимая подготовка для продолжения обучения результат – реализация выбора с целью социализации и профессионального самоопределения
9 Организаторы введения Стандарта федеральные, региональные и муниципальные органы управления образованием; федеральный ресурсный центр; региональные и муниципальные ресурсные центры; образовательные учреждения общего образования; иные заинтересованные учреждения и ведомства
10 Основные мероприятия в рамках введения ФГОС ООО создание нормативного обеспечения введения ФГОС; создание финансово-экономического обеспечения введения ФГОС; создание организационного обеспечения введения ФГОС; создание кадрового обеспечения введения ФГОС; создание информационного обеспечения введения ФГОС; создание материально-технического обеспечения введения ФГОС
11 Нормативное обеспечение введения ФГОС ООО ООП ООО образовательного учреждения; нормативная база ОУ, в том числе определение списка учебников и учебных пособий; план – график введения ФГОС в ОУ. Финансово-экономическое обеспечение введения ФГОС ООО разработка (внесение изменений) локальных актов, регламентирующих установление заработной платы работников ОУ, в том числе стимулирующих надбавок, доплат, порядка и размеров премирования; заключение дополнительных соглашений к трудовому договору с педработниками.
12 Кадровое обеспечение введения ФГОС ООО план-график повышения квалификации; внутришкольное повышение квалификации (научно- методические семинары); обновление должностных инструкций работников ОУ. Организационное обеспечение введения ФГОС ООО координация деятельности субъектов образовательного процесса, организационных структур учреждения; реализация моделей взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования детей; модернизация системы методической работы; привлечение органов ГОУ к проектированию ООП.
13 Информационное обеспечение введения ФГОС ООО изучение общественного мнения; публичный отчет; сайт ОУ; обсуждение ( официальные документы ( Материально-техническое обеспечение введения ФГОС ООО требования к объектам инфраструктуры ОУ, их оснащению; оборудование помещений; учебно-методические комплекты, ЭОР; банк программ, разработки занятий, дидактические материалы.
14 Алгоритм деятельности руководителя ОУ по введению ФГОС ООО Введение стандарта требует работы по алгоритму. Важнейшим требованием к подготовке и обеспечению введения ФГТ и ФГОС, является: - научно-методическое сопровождение; - информационное сопровождение; - консультирование всех участников данного процесса.
15 Алгоритм деятельности руководителя ОУ по введению ФГОС ООО Организовать мероприятия по изучению педагогическим коллективом ФГОС. Создать рабочую группу по разработке основной образовательной программы ОУ. Разработать план работы рабочей группы и план мероприятий по подготовке к введению ФГОС. Привести в соответствие нормативную базу образовательного учреждения. Организовать методическое и информационное сопровождение работы по подготовке к введению ФГОС. Определить оптимальные потребности для обеспечения условий реализации ФГОС, выстроенные на основе анализа учебно-дидактических и материальных ресурсов ОУ.
16 Критерии готовности образовательного учреждения к введению Ф ГОС Разработана и утверждена основная образовательная программа основного общего образования образовательного учреждения Нормативная база образовательного учреждения приведена в соответствие с требованиями ФГОС (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально- техническое обеспечение и т.п.) Приведены в соответствие с требованиями ФГОС основного общего образования и новыми квалификационными характеристиками должностные инструкции работников образовательного учреждения
17 Критерии готовности образовательного учреждения к введению Ф ГОС Определен список учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС основного общего образования Разработаны локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования в соответствии с НСОТ Определена оптимальная для реализации модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся (например, модель взаимодействия с учреждениями(ем) дополнительного образования детей)
18 Критерии готовности образовательного учреждения к введению Ф ГОС Разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС Осуществлено повышение квалификации педагогов (возможно поэтапно по мере введения ФГОС) Обеспечены кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации основной образовательной программы общего образования в соответствии с требованиями ФГОС.