Щели в саду вырыты, Не горят огни. Питерские сироты, Детоньки мои! Под землёй не дышится, Боль сверлит висок, Сквозь бомбёжку слышится Детский голосок. А. Ахматова.
Татья́на Са́вичева ленинградская школьница, которая с начала блокады Ленинграда начала вести дневник в записной книжке, оставшейся от её старшей сестры Нины. В этом дневнике всего 9 страниц и на шести из них даты смерти близких людей. Дневник Тани Савичевой стал одним из символов Великой Отечественной войны.
Семья Тани Савичевой Бабушка Отец Николай Родионович, пекарь ( умер до войны от болезни) Мать Мария Игнатьевна, вышивальщица Брат Леонид, строгальщик на заводе Сестра Женя, обмотчица Сестра Нина, чертёжница Брат Михаил, слесарь-сборщик Дядя Вася, брат отца Дядя Лёша, брат отца
Дневник Тани Савичевой Эта тонкая тетрадка Стоит многих толстых книг. Пионерка-ленинградка, Потрясает твой Дневник. Таня Савичева, Таня, Ты в сердцах у нас жива. Затаив на миг дыханье, Слышит мир твои слова: «Женя умерла 28 декабря в 12 часов 30 минут утра 1941 года. Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года».
Ленинград – в тисках блокады, У ворот лютует враг. Рвутся бомбы и снаряды, Дует стужа, давит мрак. От коптилки не согреться, И ни крошки, ни глотка, И выводит кровью сердце По страницам дневника: «Лека умер 17 марта в 8 часов утра 1942 года. Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня 1942 года».
Смолк зловещий гром орудий, Пронеслась война- гроза, Но всё так же память людям Смотрит пристально в глаза. К солнцу тянется берёзка, Пробивается трава, А на скорбном Пискарёвском Обожгут сердца слова: « Дядя Леша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года. Мама -13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года».
У планеты нашей сердце Бьётся гулко, как набат. Не забудет мир Освенцим, Не забудет Ленинград. Будьте бдительными, люди, Люди вслушайтесь в Дневник, Он звучит сильней орудий, Тот безмолвный детский крик: «Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».
Шатки, Могила Тани Савичевой.
Дневник Тани Савичевой, в память о блокаде Ленинграда.
советских солдат и офицеров были награждены медалью «За оборону Ленинграда»
Последнюю и высшую награду – Мое молчанье отдаю Великомученику Ленинграду. Анна Ахматова