- воспевает Святая Церковь. Матерь Божия ходатайствует пред Сыном Своим о каждом, кто прибегает к Ее заступничеству, взывает к Ней о помощи.
Иконография Богоматери отражает ту любовь и почитание, которые воздает Ей Православная Церковь. Очень часто Всесвятая изображается на иконах как Царица, сидящая на троне с знаками царского достоинства в руках – скипетром и державою, главу Ее венчает царская диадима, или венец. Она одеяна рясны златыми (украшениями) и одета в царские одежды.
Обычные Ее одежды составляют мафорий (омофор), туника, чепец. Мафорий – большое покрывало на главе, спускающееся и окутывающее почти всю фигуру. По краям он бывает украшен каймой и бахромой.
Мафорий пишется обычно багряным или пурпурным цветом, как знак царственного достоинства. Агиосоритисса (Заступница)
На нем изображаются три восьмиконечные звезды – на главе и на плечах – символ Пресвятой Богородицы. Ахтырская икона Божией Матери
Туника представляет из себя почти то же, что хитон (в виде длинной рубахи), только с обшлагами (нашитыми лентами, нечто вроде поручей или манжет) на рукавах и орнаментом на вороте и подоле. Богоматерь с Младенцем и митрополитом Максимом Владимир (?) Ок. 1299–1305 гг.
Чепец (женский головной убор, прикрывающий волосы), у Богоматери обычно пишут синим или зеленым цветом. XIV в. Богоматерь Петровская
Рядом с нимбом всегда ставятся знаки МР ОY, представляющие из себя сокращение греческих слов «Мария Феотокия», что значит «Мария Богородица». Югская. До 1786 г.
Существует великое множество икон Пресвятой Богородицы, через которые Она и раньше, и поныне являла и являет великие чудеса и милости. Церковь чтит около 800 образов Пресвятой Девы.
Все иконы Пресвятой Богородицы делятся на три иконографических типа: Оранты (Охраняющей), Одигитрии (Путеводительницы), и Елеусы (Умиления). Оранта ОдигитрияЕлеуса
«Охраняющая» Иконы этого типа называются "Оранта" (греч. "молящаяся") и "Панагия" (греч. "всесвятая"). На Русской земле этот образ получил именование "Знамение. Медальон из серпентина с образом Богоматери Оранты гг., Византия
Это изображение встречается уже в катакомбах первых христиан. Конец IV начало V вв. Катакомбы святой Агнии (Острианские катакомбы), Рим, Италия
Божия Матерь изображена на иконе в фас (в рост или по пояс), с руками, поднятыми на уровень головы, разведенными в стороны и согнутыми в локтях. (С древних времен этот жест обозначает молитвенное обращение к Богу). XI в. Мозаика в соборе святой Софии, Киев, Украина "Оранта"
Богоматерь «Оранта» изображается, как правило, в верхнем регистре росписей алтарной абсиды. 12 век
Самостоятельные изображения «Оранты» в византийской и древнерусской иконописи не сохранились. Этот образ используется в монументальной живописи, декоративно-прикладном искусстве, либо в составе сложных композиций, например в иконографии Вознесения или Покрова. Вторая половина XI в. Мраморная икона Санта Мария ин Порто, Равенна, Италия
Конец XV начало XVI вв. Входит в серию таблеток из собора Св. Софии в Новгороде «Вознесение Господне»
Конец XIV века, Новгород «Покров Пресвятой Богородицы»
Со временем в изображениях Богоматери «Оранты» стали располагать на Ее груди диск, где окруженный сиянием славы, представал Младенец Иисус Христос. "Панагия" 11 век, мраморный барельеф, церковь Санта-Мария, Венеция
Этот тип изображения получил в Византии название «Богоматерь Великая Панагия» («панагия» по-гречески – «всесвятая») г. Церковь Спаса на Нередице, Новгород Фреска в алтаре.
На Руси такие изображения получили название «Нерушимая Стена» (заимствовано из Акафиста Богоматери (икос XII)). Ярославль Первая треть XIII в. (около 1218 г.)
«Знамение» Это поясное изображение Богоматери «Панагия». Наименование "Знамение" известно только на русской почве. XIII век Происходит из Зверина монастыря в Новгороде
Существует несколько вариантов «Знамения»: Абалацкая, Албазинская («Слово плоть бысть»), Верхнетагильская, Влахернская, Корчемная, Курско-Коренная, Серафимо-Понетаевская, Царскосельская. Албазинская икона Божией Матери («Слово плоть бысть»)
Влахернская икона Божией Матери 12 век, Синай