Прямое и переносное значение слов. Дорогие ребята! На этом уроке вы познакомитесь с новыми понятиями прямое и переносное значение слов. Перед вами стоит.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок русского языка в 5 классе. Цели : 1.Закрепить понятия о предлоге и приставке. 2.Выработать умение отличать предлог от приставки.
Advertisements

Сергей Есенин 1. Внутреннее, душевное состояние душа Внутренний, психический мир человека, его сознание. Вдохновитель чего- нибудь, главное лицо. Крепостной.
А. С. Пушкин «… Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась …»
Урок русского языка по теме: «Переносное значение слова» (5 класс, программа под ред. М.М.Разумовской)
Урок русского языка в 7 классе «Степени сравнения наречий» Учитель Страшко Наталья Сергеевна.
Морфологический разбор наречия. Найдите наречия! Как приятно и отрадно, Что мне все сегодня рады! Признаюсь великодушно, Думал я у вас здесь скучно. А.
Спецкурс «Уроки словесности» в 7 классе. Основные формы работы на занятиях – лекции и анализ художественного текста; - сочинительство своего собственного.
А. С. Пушкин Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях.
Звучит романса звук прелестный.... Л.ван Бетховен Ф.Шуберт Р.Шуман Ф.Лист.
Н АЧИНАЕТ ЖЕЛТЕТЬ, КРАСНЕТЬ, БУРЕТЬ ЛИСТ НА КУСТАХ И ДЕРЕВЬЯХ. И СЧЕЗАЮТ СТРИЖИ, ПОТОМ ЛАСТОЧКИ; ВОЗДУХ ПУСТЕЕТ. Что ты рано в гости, Осень, к нам пришла?
Поэты об осени Класс: 7 «Ә». Александр Сергеевич Пушкин.
ПРАЗДНИК ОСЕНИ Кузнецова Елена Александровна, МБОУ СОШ 2 им.В.В. Дагаева Где деревья в сентябре На заре стоят попарно, И закат на их коре Оставляет след.
Зимнее утро Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный -Пора, красавица, проснись: -Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной.
Поэты об осени Заместитель директора по ВР Андриевская Н. К уч. год. Prezentacii.com.
Устное народное творчество в поэзии. Какой чистый и какой русский поэт! М.Горький.
это изображение предмета путём сопоставления его с другим предметом. Подумайте Подумайте и найдите в двух картинках сравнение. Толкование непонятных слов.
Презентация к уроку по русскому языку (2 класс) по теме: Сочинение на тему "Поздняя осень"
Рисуем словами! Средства создания выразительной речи Урок - практикум.
Текст. Типы речи.. Что можно описывать? Описание предмета места состояния человека состояния окружающей среды (пейзаж)
Текст. Типы речи.
Транксрипт:

Прямое и переносное значение слов

Дорогие ребята! На этом уроке вы познакомитесь с новыми понятиями прямое и переносное значение слов. Перед вами стоит важная задача: вы должны научиться определять, когда то или иное слово употреблено в прямом, а когда в переносном смысле. Учтите, что употребление слова в переносном значении очень часто используется писателями и поэтами для создания художественной образности, но неумелое или неправильное употребление слова может стать причиной речевой или стилистической ошибки.

Может ли человек быть слоном? Вы умеете есть тарелки и проглатывать кружки? Если вы ответили на эти вопросы «да», то не ошиблись. Как приятно съесть полную тарелку клубники со сливками или полтарелки черешни. А потом проглотить кружку свежего молока. Только бы не очень растолстеть от всего этого, чтобы тебя не назвали слоном.

Когда мы переносим названия с одного предмета (признака, действия) на другой по сходству, имеющемуся у этих предметов, то новые значения слов мы называем переносными. Слово в переносном значении мы воспринимаем через другой образ. Железный характер это характер твёрдый, как железо.

Ледяной взгляд взгляд холодный, как лёд. Солнечное настроение настроение яркое и бодрое, радостное, как солнце. Тёплая встреча встреча приятная, как само тепло дома.

Рассмотрите рисунки и объясните, на чём основано употребление слова в переносном значении. Тьма Тьма народу

Перенос названия происходит лишь тогда, когда у предметов есть какое-нибудь сходство. Тьма вокруг темно, ничего не видно, куда ни глянь, темнота. Тьма народу множество людей, куда ни посмотришь, люди, люди, люди… И ничего не видно кроме них.

Переносное значение часто встречается у глаголов. Так, действия людей могут приписываться неживым предметам: буря плачет, мороз сковал реку, осень разукрасила лес.

Девочка плачет Дождь плачет Прямое значение Переносное значение

Тренажёр. Переносное значение слов Составьте словосочетания, подбирая к существительному слова с переносным значением. 1. Взгляд … 2. Сердце … 3. Ветер … 4. Хвост … 5. Солнце ….

Тренажёр. Прямое и переносное значение слов Из каждой пары выберите словосочетание с переносным значением. Золотая осень золотое кольцо Мягкий характер мягкая кровать Сонные берёзки сонная девочка Тяжёлый груз тяжёлое чувство Деревянный стол деревянная походка

Тренажёр. Переносное значение слов Выделите слова, значения которых перенесены с одушевлённых предметов на неодушевлённые. Выткался на озере алый свет зари. На бору со звонами плачут глухари. Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло. Только мне не плачется на душе светло. (С. Есенин.)

Использование слов с переносным значением в художественной литературе Перенос названия с одного предмета, явления или действия на другой умело используют писатели и поэты для создания образности художественного произведения. Образность языка помогает автору усилить воздействие на читателя. Прослушайте рассказ-миниатюру Михаила Михайловича Пришвина.

Осинкам холодно В солнечный день осенью на опушке леса собрались молодые разноцветные осинки, густо одна к другой, как будто им там в лесу стало холодно и они вышли погреться на солнышко, на опушку. Так иногда в деревнях выходят люди посидеть на завалинке, отдохнуть, поговорить после трудового дня.

В этом рассказе автор использует приём олицетворения, который заключается в наделении неодушевлённых явлений природы признаками и свойствами человека. Осинки на опушке похожи на деревенских жителей, которые собрались на завалинке поговорить и отдохнуть.

Завлинка Завалинка невысокая земляная насыпь вдоль наружных стен избы.

Слова, употреблённые в переносном значении, приобретают иной смысл, становятся необычными для нас, утрачивая свою соотнесённость с привычным значением. Нивы сжаты, рощи голы, От воды туман и сырость. Колесом за сини горы Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога. Ей сегодня примечталось, Что совсем-совсем немного Ждать зимы седой осталось. Ах, и сам я в чаще звонкой Увидал вчера в тумане: Рыжий месяц жеребёнком Запрягался в наши сани. (С. Есенин.)

Задание. Употребление слов в прямом и переносном значении Объясните различие в употреблении выделенных слов. Укажите, какое сходство между предметами или явлениями, их качествами, свойствами, действиями сделало возможным употребление этих слов в переносном значении. Купающийся в озере купающийся в родительской любви. Каменный дом каменное сердце. Улыбнулся ребёнок улыбнулись звёзды. Большой гвоздь гвоздь программы. Солнце светит солнце русской поэзии.

Проверь себя. Прямое и переносное значение слов Отметьте в тексте олицетворения, когда природа «оживляется», наделяется человеческими чертами. Запели тёсаные дроги, Бегут равнины и кусты. Опять часовни на дороге И поминальные кресты. (С. Есенин.)

О негодяях и мымре В далёком прошлом слово негодяй совершенно не относилось к бранным. Так называли человека, негодного к воинской службе. Негодяй «негодный». И мымра слово старинное. Сейчас это почти «ругательное» слово, а раньше мымрой называли домоседа. Мумрить (мымрить) означало «сидеть безвылазно дома». Может быть, наши предки просто не любили «ругательных» слов. В этом случае возьмём с них пример и откажемся и от негодяя, и от мымры.

Важный вывод. Ребята, внимательно рассмотрите рисунки, которые помогут вам подвести итоги урока самостоятельно. Железный гвоздь Гвоздь программы