«Использование опорных схем, символов, моделей по познавательно-речевому и личностному развитию ребенка в непосредственной образовательной деятельности » ВОСПИТАТЕЛЬ МБДОУ37 ГОГАЕВА ЭММА АМЕРОВНА
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДГОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ. НАПРАВЛЕНИЯ Художественно – эстетическое Физическое Познавательно – речевое Социально – личностное
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ: 1.Скудный словарный запас; 2. Ошибки в грамматическом строе речи; 3. Нарушение звукопроизношения; 4. Развитие внимания, памяти. 5. Несовершенное логическое мышление.
ЦЕЛЬ: помочь детям в упорядочивании и систематизации познавательной информации об окружающем; обогащать словарный запас детей, развивать связную речь; учить последовательности, логичности, полноте и связности изложения; развивать мышление, внимание, воображение, речеслуховую и зрительную память; снять речевой негативизм, воспитать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе; развивать мелкую моторику у детей.
ЗАДАЧИ: Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации); Способствовать формированию умений и навыков у детей восприятия, воспроизведения, использования средств технологии. Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции; Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей; Способствовать развитие мелкой моторики рук; Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности; Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира; Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе; Способствовать развитию умения решать интеллектуальные и личностные задачи адекватно возрасту, применять знания и способы деятельности в решении задач; Создать условия способствующие взаимодействию и сотрудничеству с родителями детей.
Перспективно – тематический план использования мнемотехники Месяц1 неделя2 неделя3 неделя4 неделя СентябрьНаш группаНаш детский садОвощи. Огород Фрукты. Сад Октябрь Деревья. Кустарники Ягоды. ГрибыОсеньОдежда НоябрьОбувьПосудаПоздняя осеньИгрушки ДекабрьЗима Домашние животные и детеныши Дикие животные и детеныши Новый год ЯнварьЗимние забавы МебельТранспортПрофесси и ФевральЧеловек. ТелоЭмоцииСемьяНаша армия Март Весна. Мамин день РастенияПтицы домашние Птицы перелетны е АпрельРыбыБезопасность Инструменты. Материалы Вода МайДень Победы Насекомые и пауки ЦветыЛето
Использование метода моделирования в образовательных область Оо «Здоровье» Оо «Труд» Оо «Познание»
Оо «Познание»
Познавательно – речевое направление Символы опорных схем Символы отрицания Цепочка символов Символы придуманные детьми Схемы предлогов, слов, предложений Схемы для пересказов сказок, рассказов Схемы пиктограмм по сказкам Схемы сказок, загадок Сенсорно – графическая схема Воробьевой Схема для составления описательных рассказов по картине Схема для составления творческих рассказов Схемы (мнемотаблицы) для заучивания стихов Схемы для ознакомления с окружающим и природой Схема по математике Схема по конструированию Составление описательных рассказов. Пересказ рассказов, сказок. Работа над звукопроизношением Работа над предложением. Работа над грамматическим строем ( предлоги) ФЭМП
Составление рассказов-описаний по теме « Игрушки». «Кукла»: «Это кукла Маша. Ее купили в магазине. Она сделана из резины. У куклы есть головка, шейка, ручки, туловище, ножки. Кукла нарядная. На ней красное платьице и белые туфельки. Кукла Маша игрушка. С ней играют. С куклой нужно обращаться аккуратно». Моя самая любимая игрушка - это машинка. Она ярко-красного цвета, прямо угольной формы. Мой грузовик небольшого размера. У него есть кузов, кабина, колеса, фары. В кабине имеются руль и сиденья. Кабина у грузовика - металлическая, колеса резиновые, окна стеклянные, а кресла - кожаные. Я очень люблю представлять себя шофером, водить свой грузовик, мыть его, ремонтировать, если он сломается. 1. Цвет. (Какого цвета игрушка?) 2. Форма. (Какой она формы?) 3. Мячи. (Какого размера игрушка?) 4. Детали машины. (Назови ее детали.) 5. Контур с вопросом. (Из какого материала сделана игрушка?) 6. Рука. (Как с этой игрушкой можно играть?)
Грач птица черного цвета с белым клювом. У грача есть голова, туловище, крылья, хвост, лапы. Все тело птицы покрыто перьями. Весной грачи прилетают из теплых стран, строят гнезда и выводят птенцов грачат. Грачи питаются насекомыми, червями и семенами растений. Осенью, когда становится холодно, грачи собираются в стаи и улетают в жаркие страны до следующей весны. Грачи помогают человеку они уничтожают насекомых и гусениц вредителей полей и огородов. 1. Цвет. (Цвет оперенья птицы.) 2. Части тела. (Назови части ее тела.) 3. Гнездо. (Назови ее птенцов.) 4. Осень. (Когда птицы улетают в теплые края?) 5. Насекомые. (Чем птицы питаются?) 6. Человек. (Какую пользу приносят птицы человеку?) Составление графического плана рассказа на тему «Перелетные птицы»
Составление описательных рассказов об обуви по графическому плану «Сапоги это обувь. Они сделаны из кожи, они кожаные. У сапог есть голенища, молнии, носки, подошвы, каблуки. Сапоги носят зимой, весной и осенью». У меня есть сапоги. Они зеленого цвета с белыми полосками. Это резиновые сапоги. У сапог длинные голенища, подошва, каблуки, а внутри специальные теплые стельки. Они маленького размера, детские. Резиновые сапоги носят в дождливую погоду, а еще их можно обуть на рыбалку или когда идешь в лес за грибами. Резиновую обувь нужно хорошо просушить после носки. Цвет. (Какого цвета обувь?) 2. Контур, знак вопроса. (Из какого материала она сделана?) 3. Детали предмета. (Назови части обуви.) 4. Мужчина, женщина, ребенок. (Кто носит эту обувь?) 5. Солнышко, дождь, снег. (Для какой погоды эта обувь?) 6. Рука. (Как ухаживать за обувью?)
Составление описательных рассказов по графической схеме «Одежда» «Платье» У меня есть любимое платье. Оно голубого цвета с мелкими белыми цветочками. У платья есть кокетка, юбка, рукава, манжеты, воротник, застежка-молния, карманы и поясок с пряжкой. Платье сшито из тонкого шелка, оно шелковое. Это нарядное летнее детское платье. Платье можно постирать, погладить, его можно носить, а если оно порвется, то я его зашью «Рубашка это мужская одежда. Она сшита из ткани. У рубашки есть воротник, рукава, манжеты, карман, пуговицы и петельки. Она полосатая». Цвет. (Какого цвета одежда?) 2. Детали. (Из каких деталей одежда?) 3. Контур, знак вопроса. (Из какого материала она сшита?) 4. Погода. (Для какого времени года эта одежда?) 5. Мужчина, женщина, ребенок. (Это одежда мужская, женская или детская?) 6. Рука. (Что можно сделать с одеждой?)
Составление графического плана рассказа «Зимующие птицы» Снегирь очень красивая птица. У него серое туловище, черная головка и крылья, а грудка розово-красная. Когда птицы сидят на ветках деревьев, то они похожи на зимние яблоки. У снегиря есть туловище, головка, крылья, хвостик, лапки. Птицы живут в лесу, а зимой, когда становится голодно, прилетают в город. В лесу они могут клевать семена растений. Я видела, как снегири клевали семечки из коробочек на кустах сирени. Птенцы у них называются снегирята. Зимой люди делают кормушки и насыпают в них семечки и хлебные крошки, чтобы помочь птицам пережить голодное время. 1. Цвет. (Какого цвета оперенье птицы?) 2. Части. (Назови части ее тела.) 3. Дупло. (Где она обитает?) 4. Ягоды, семена. (Чем птица питается?) 5. Птенец. (Назови ее птенца.) 6. Человек, кормушка. (Как люди помогают птицам зимой?)
Составить рассказ о своей семье. Меня зовут Полина. Моя мама Анастасия Викторовна, а папа Николай Анатольевич. У меня есть старший брат Арсений. Мама и папа у меня инженеры, они работают на заводе делают автомобили. Моя бабушка Светлана Ивановна умеет печь вкусные пироги и плести ажурные салфетки. Дедушка Виктор Васильевич подстригает деревья и косит траву в саду. Дедушка и бабушка проводят со мной много времени – мы играем в мяч, катаемся на велосипедах, ходим в парк и лес. Они помогают мне выполнять домашние задания. Я очень люблю мою семью. Ребенок. (Твое имя.) Три человечка. (Имена родителей и членов семьи.) 3. Молоток. (Профессия папы) 4. Фартук. (Профессия мамы.) 5. Клубок ниток. (Бабушка и дедушка.) 6. Рука. (Кто помогает тебе?)
Загадки для рисования мнемодорожки Голубой платок, Красный колобок, По платку катается, Людям улыбается. (Небо и солнце) В густом лесу под ёлками, Осыпанный листвой, Лежит клубок с иголками, Колючий и живой. (Ёж) Стоят два дуба. На дубах – бочка, На бочке – кочка, На кочке – лес. (Человек)
Художественно – эстетическое направление Схемы по рисованию Схемы по лепке Схемы по аппликации Схемы (мнемотаблицы) для заучивания текстов песен Рисование Лепка Аппликация Тексты песен
У ёжика в саду. Я у ёжика в саду: Много яблок наберу, Есть и персики, и груши, Я люблю их очень кушать. Есть и сливы, и бананы, Для меня и моей мамы Оо «Познание»
«ТЕРЕМОК» (Мнемомодель сказки)
Социально –личностное направление Символы опорных схем Схемы для пересказа сюжета игры Пиктограммы эмоций Мнемотаблиц ы Дидактические игры на разную тематику Сюжетно – ролевые Театрализованны е Психогимнастика
Физическое направление Пиктограммы Схемы гимнастических упражнений Схемы в режимных моментах, игре, чистке зубов, сервировке стола и многого другого Физические занятия Утренняя гимнастика Культурно – гигиенические навыки
Оо « Физическая культура»
Загадки для рисования мнемодорожки Голубой платок, Красный колобок, По платку катается, Людям улыбается. (Небо и солнце) В густом лесу под ёлками, Осыпанный листвой, Лежит клубок с иголками, Колючий и живой. (Ёж) Стоят два дуба. На дубах – бочка, На бочке – кочка, На кочке – лес. (Человек)
Выводы: Развивает Внимание Мышление Восприятие Учим детей Рассуждать Делать умозаключения Рассказывать, пересказывать Составлять рассказы из собственного опыта Формировать элементарные математические представления: выделения и абстрагирования Классифицировать, обобщать, сравнивать.
Авторы Даниил Борисович Эльконин Леонид Абрамович Венгер Наталья Алексеевна Ветлугина Николай Николаевич Поддъяков Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.