Учитель-дефектолог Чепоруха Е.В.
«Трудовое воспитание – это… гармония трёх понятий: надо, трудно и прекрасно. Нет и быть не может воспитания без труда и вне труда, потому что без труда во всей его сложности и многогранности человека нельзя воспитать» В.А. Сухомлинский
Утилитарно- практическая Воспитательная Развивающая
Утилитарно – практическая – это создание материальных или духовных ценностей, социально-бытовых условий жизни и деятельности человека. Развивающая подразумевает развитие физической и эмоциональной сферы. Воспитательная включает развитие и закрепление общественно ценных качеств и свойств личности.
Самообслуживающий труд в школе- интернате – это занятия, на которых воспитанники овладевают бытовыми умениями и навыками, необходимыми им в практике повседневной жизни: Навык приёма пищи Раздевания и одевания Гигиены тела и опрятности
На специально организован- ных занятиях В бытовой ситуации В играх При уходе за собой и младшими школьниками
Расширение представлений и знаний детей об окружающем мире Сенсорное воспитание Развитие речи, мелкой моторики, зрительной координации Выполнение действий по подражанию и словесной инструкции, ориентирование на образец, соблюдение последовательности действий
Тема Цели Оборудование Этапы: Организационный момент Фонетическая зарядка Знакомство с планом занятия Практическая работа Оценивание Итог занятия
Показ выполнения каждого элементарного действия и их последовательности Метод сохранения неизменным способа действия Метод подробного словесного объяснения Метод общего напоминания Интерес воспитателя к результатам работы детей Учёт своевременности и качества Единство требований со стороны педагогов
Трудовая деятельность должна быть общественно значима Необходимо раннее приобщение к труду Радость доставляет только труд, который вызывает чувство усталости Труд должен сменяться отдыхом Трудовое задание должно заканчиваться видимым результатом Учитывать возрастные и психофизические возможности Воспитанники должны учиться самостоятельно организовывать свой труд
точные и чёткие умения и навыки по самообслуживающему труду; интерес к труду; навыки совместной деятельности; повышается уровень воспитанности; складывается дружный коллектив и групповое самоуправление благодаря отношению сотрудничества между подгруппами; создается благоприятная атмосфера для проявления личности каждого ребёнка; ярче раскрываются склонности, умения, стремления и активность каждого ребёнка; растет значимость положительного влияния коллектива на личность
Оречевление каждого действия в коррекционной школе при организации труда по самообслуживанию является основной задачей.
«Разговор с самим собой» - оречевление деятельности воспитателя «Параллельный разговор» - оречевление деятельности ребенка «Провокация» - искусственное непонимание ребёнка «Распространение» речевой активности ребёнка (например, ребёнок: «Шар», воспитатель: «Шар круглый. Шар можно катать» Совместное оречевление продуктивных видов деятельности
- Развитие у школьников потребности в речевой деятельности и положительной её мотивации - Отбор материалов, приёмов и форм обучения речи
Привитие санитарно-гигиенических навыков Уход за одеждой Уход за посудой Прием пищи Общественно-полезный труд (работа на участке, уход за растениями, изготовление кормушек) Содержание программного материала можно объединить в следующие группы: