«Добрым людям на загляденье»
Цели и задачи: Учиться художественному видению окружающего мира; Учиться художественному видению окружающего мира; Расширять кругозор; Расширять кругозор; Воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире; Воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире; Чувствовать красоту слова; Чувствовать красоту слова; Воспитывать любовь к Родине, к России. Воспитывать любовь к Родине, к России.
(Звучит второй концерт С.Рахманинова). Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть застенчивой русской природы, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю русского народа, послушаешь Знаменитые ростовские звоны и прикоснёшься Сердцем к прекрасным творениям простого русского народа. Для того, чтобы любить, нужно всё это видеть и знать. Мы не ценим и не бережём то, чего не знаем.
Знакомство с народными промыслами России мы начнём с золотой хохломы. Кисть хохломская! Большое спасибо! Сказывай сказку для радости жизни! Ты, как душа у народа красива, Ты, как и люди, служишь Отчизне!
Почему деревянные изделия называют хохломскими? Издавна делали и расписывали посуду в лесных заволжских деревеньках. Везли свой товар в большое торговое село Хохлома сёминские и кулигинские мастера. Оттуда разлетались жар – птицами чашки да ложки по всей земле. Хохломской росписью расписывали различную домашнюю утварь: посуду, прялки, шкатулки. В больших количествах изготовляли ложки. Ложки и ковши использовали в качестве подарков. А ещё ложки использовали как музыкальные инструменты. Художники в качестве узоров на поверхности изделий использовали растительный орнамент: землянику, малину, крыжовник, рябину.
Золотая хохлома. Богатство творческого воображения мастера в том, что он никогда не повторит ни один узор. Наибольшее значение имели цвета: красный, который символизирует огонь, любовь, преданность. Золотистый - свет, солнце. Чёрный – торжественность.
Городецкая роспись. Приузолье – северо – запад Нижегородской области. В основе изготовления изделий – величественные дубы. Дуб лежал в воде, морился, становился чёрным и тяжёлым. Затем он обрабатывался и на него наносился узор. В отличие от хохломской росписи – городецкая роспись холодная. Сюжетом для городецкой росписи служил «мещанский быт». Тут сцены чинных чаепитий, пёстрые цыганские хоры, народные гулянья, смоляно – чёрные кони, диковинные павлины.
Городецкая роспись.
Русская финифть. Тихий првинциальный городок Ростов Ярославской области: белокаменные стены, фрески 17 века в соборах Кремля, знаменитые ростовские звоны. А ещё славится Ростов финифтью – дивной по красоте росписью по эмали, зародившейся в конце 18 века. В переводе с греческого «финифть» означает светлый, блестящий камень, который обжигается при высокой температуре, становясь твёрдым как камень.
Колокольные звоны. В экспозиции Ростовского архитектурного музея – заповедника представлены работы старых мастеров по изготовлению колоколов. Ростовские колокольные звоны были отреставрированы после долголетнего молчания. Подобной ростовской звонницы нигде нет
Палех Палехские чёрно – лаковые шкатулки, украшенные миниатюрной живописью. Это уникальное искусство появилось в 1924 году на основе древних традиций народного иконописания. Икона палехского письма была изумительно нарядна.
Об истории Палеха Когда отпала нужда в иконах, казалось, захиреет Палех, изгладятся его косогорочки, высохнет Палешка. Но разве отпала нужда в мечте, в празднике, развесёлой и умной жизни. Основное сырьё этого промысла: масло льна, сажа, лак и, самое главное – полировка руками. Тыльная часть ладони мастеров были грубыми, мозолистым
Дымковская игрушка 15 век, за рекой Вяткой гончары и простой люд основали свою слободу Дымково.Гончарному мастерству способствовали залежи красных глин, хорошо державших форму изделия. Сначала гончары создавали свои горшки, и попутно лепили игрушки. Весь товар изготовленный за долгую зиму готовили для ярмарки в Вятке. Этот прадзник называли Свистопляской.
Хрусталь. Будто свет зарницы дальней, Над июньской синей ранью Дивный город Гусь Хрустальный Мне сверкнёт алмазной гранью. (В.Полторацкий). Своим появлением город Гусь – Хрустальный обязан одному из первых указов, касавшихся охраны окружающей среды.
Сказочная бело – синяя роспись гончарное искусство, появившееся в 14 веке. Гжель.
Павловские платки
Промыслы и ремёсла родного края.
Вывод: Вы увидели, что народы Центральной России имеют самобытную культуру с многовековыми традициями. Она тесно связана с условиями обитания и занятием человека, с окружающей его природой. Это ещё раз подтверждает, что самая большая ценность – человек с его навыками и умениями. М.Горький писал: «Чем лучше мы будем знать прошлое, тем легче, более глубоко и радостно поймём великое значение творимого нами настоящего».