Мыследеятельностная педагогика Мыследеятельностная педагогика является продолжением теории развивающего обучения В.В. Давыдова.
Мыследеятельностная педагогика Понятие «мыследеятельность» было выстроено, начиная с гг. Георгием Петровичем Щедровицким и его сыном Петром Георгиевичем Щедровицким.
Мыследеятельностная педагогика Методологическое основание: схема мыследеятельности, которая работает с 3 пластами человеческой культуры – мышлением, коммуникацией и действием, а также пониманием и рефлексией, связывающих между собой эти процессы.
Мыследеятельностная педагогика Категория мыследеятельности – манифест системномыследеятетельностного подхода Типы мыследеятельности: Исследование Поектирование Сценирование Моделирование Конструирование Прогнозирование
Мыследеятельностная педагогика Развитие мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия является результатом метапредметного обучения. Элементы метапредметного обучения заложены в ряде методик, подходов и технологий: Развивающее обучение Эльконина-Давыдова; Мыследеятельностная педагогика; Коммуникативная дидактика; Эвристическое обучение; Логико-смысловое моделирование; Школа Щетинина.
Признаки мыследеятельностной педагогики 1.Наличие деятельностных единиц содержания; 2. Наличие совместной деятельности учителя и учащихся; 3. Наличие рефлексии; 4. Ориентация на формирование и развитие способностей.
Методические принципы мыследеятельностной педагогики 1. Учитель должен уметь сценировать урок. 2. Учитель должен работать с разными слоями мыследеятельности. 3. Учитель должен уметь работать с индивидуальными трассами учащихся, но при этом выстраивать между ними коллективное взаимодействие.
Мыследеятельностная педагогика Три типа формы организации образовательного процесса: 1. Заданиевая 2. Задачная 3. Проблемная
Мыследеятельностная педагогика Центральное звено мыследеятельностной педагогики – метапредметный подход Метапредметность- способ формирования теоретического мышления и универсальных способов действий; - средство формирования целостной картины мира в сознании учащегося.
Метапредметное обучение предполагает использование новых средств и форм обучения: 1.Метапредмет 2.Метапредметные программы 3.Метакурсы 4.Метапредметный урок + метапредметная тема 5.Метапредметные задания 6.Межпредметные проблемные ситуации 7.Межпредметные проекты 8.Межпредметный семинар
Мыследеятельностная педагогика Разработки Ю. В. Громыко, директора Научно-исследовательского института инновационных стратегий развития общего образования (НИИ ИСРОО)
Метапредметы Метапредметы – это предметы, отличные от предметов традиционно цикла. Они соединяют в себе идею предметности и одновременно НАДпредметности. Назначение метапредметов: - в обучении школьников общим приёмам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом.
Метапредметы Ядро содержания образования метапредметов: -Фундаментальные образовательные объекты (узловые точки основных образовательных областей – определение и понятие, цель и задача, модель и способ и др.); -Деятельностные единицы содержания метапредметного образования (культурные способы мышления и деятельности, которые усваивают учащиеся) – познание, проблематизация, целеполагание, работа с понятием, моделирование и др.
Метапредметы - «Знак», который формирует способность схематизации на основе выделения главного в материале; - «Знание», который формирует способность работать с ключевым научным понятием как особой формой знания; - «Проблема», который даёт образец разрешения проблемы, формирует собственную позицию по отношению к событию; - «Задача» учит осмыслению устройства процесса решения задач, освоению способов решения задач.
Задачи: Глубже погружаться в сущность и возможности метапредметного подхода в образовании; Изучать, нарабатывать и рассматривать на практике способы выявления метапредметных тем в уроки, формы и методы их изучения, а также особенности контроля образовательных достижений учащихся в процессе освоения ими метапредметного содержания образования.