Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования.
Руководитель рабочей группы по разработке проекта ФГОС ДО, директор Федерального института развития образования (ФИРО) А.Г.Асмолов
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от г. 273-Ф3 действует с 01 сентября 2013 года Статья 10. Структура системы образования. Пункт 4. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования: Дошкольное образование; начальное общее образование: основное общее образование; среднее общее образование Статья 11. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Действует с 01 сентября 2013 года (утвержден Советом Министерства образования и науки РФ г.)
Закон об образовании Статья 67. Организация приёма на обучение по основным общеобразовательным программам двух месяцев. шести лет и шести месяцев но не позже достижения возраста восьми лет 1. Получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения возраста восьми лет
(англ. standart – норма, образец) – «образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними др. подобных объектов» «Стандарт – комплекс норм, правил, требований, которые устанавливаются на основе достижений науки, техники и передового опыта; минимальные требования (к продукции), устанавливаемые с целью защиты здоровья и безопасности потребителей; гарантии – условия и механизмы, обеспечивающие беспрепятственное пользование правами и их всестороннюю охрану» Стандарт в образовании должен выступать гарантией конституционного права российского гражданина, права любого человека на качественное образование. ФГОС - система основных параметров, которые принимаются в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала. ФГОС ДО отражает согласованные социально-культурные, общественно- государственные ожидания относительно уровня ДО, которые являются ориентирами для учредителей дошкольных Организаций, специалистов системы образования, семей воспитанников и широкой общественности. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО)
(Приказ 1155 от 17 октября 2013 года. ) В отличие от других стандартов, ФГОС ДО не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся. Важным критерием оценки деятельности дошкольной организации является созданная предметно- пространственная развивающая среда. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО)
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО)
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО)
ФГОС: нов ое! 1)Учитывает все периоды детства от 2 месяцев до 8 лет 2)«Преследует» цель - повышение социального статуса дошкольного образования. 3)Является основой объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации требованиям ФГОС к условиям реализации и структуре Программы;
ФГОС: нов ое! 4 ) ООП ДО реализуется в течение всего времени пребывания воспитанников в Организации. 5) Ключевое место занимают требования к условиям реализации ООПДО. 6) Образовательная среда для ребёнка дошкольного возраста включает следующие компоненты: предметно-пространственная развивающая образовательная среда; характер взаимодействия со взрослыми; характер взаимодействия с другими детьми; система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому.
ФГТ две группы требований: к структуре к разделам Отдельный документ ФГТ к условиям ФГОС три группы требований: к структуре условиям результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования. ФГТ и Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО)
Сравнительный анализ ФГТ и ФГОСФГОС Теоретические обоснования системно-деятельностный подход системно-деятельностный подход Цели укрепление физического и духовного здоровья укрепление физического и духовного здоровья формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности духовно-нравственное развитие и воспитание духовно-нравственное развитие и воспитание Основные принципы содержание образования, способы организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса содержание образования, способы организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей роль и значение видов деятельности и форм общения роль и значение видов деятельности и форм общения Формы образовательной работы совместная деятельность детей совместная деятельность детей совместная деятельность взрослого и детей совместная деятельность взрослого и детей самостоятельная деятельность самостоятельная деятельность Результаты освоения программы личностные, метапредметные и предметные качества личностные, метапредметные и предметные качестваФГТ Теоретические обоснования культурно-историческая концепция культурно-историческая концепция деятельностный и личностный подходы деятельностный и личностный подходы Цели формирование общей культуры формирование общей культуры развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств формирование предпосылок учебной деятельности формирование предпосылок учебной деятельности Основные принципы развивающее образование развивающее образование научая обоснованность научая обоснованность единство воспитательных, развивающих и обучающих задач единство воспитательных, развивающих и обучающих задач интеграция образовательных областей интеграция образовательных областей Формы образовательной работы совместная деятельность детей совместная деятельность детей совместная деятельность взрослого и детей совместная деятельность взрослого и детей самостоятельная деятельность самостоятельная деятельность Результаты освоения программы интегративные качества интегративные качества
ФГТ 4 направления развития и 10 образов. областей познавательно- речевое социально- личностное художественно- эстетическое физическое ФГОС 5 направлений развития и образования детей (образовательные области) социально- коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие художественно- эстетическое развитие Физическое развитие Направления развития и образовательные области ФГТ и ФГОС ДО
ФГТ Образовательные области: Коммуникация Социализация Безопасность Познание Здоровье Музыка Физическая культура Труд Чтение художественной литературы Художественное творчество ФГОС Виды деятельности Двигательная Игровая Коммуникативная Познавательно –исследовательская Восприятие художественной литературы и фольклора Элементарной трудовой деятельности Конструирование из различных материалов Изобразительной Музыкальной Направления развития и образовательные области ФГТ и ФГОС ДО
Среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Требования Стандарта к развивающей предметно-пространственной среде
ФГТ к предметно- развивающей среде Вариативность Полифункциональность Трансформируемость Информативность Педагогическая целесообразность ФГОС к предметно- пространственной среде Насыщенность Трансформируемость Полифункциональность Вариативность Доступность Безопасность Сравнение требований к развивающей среде ФГТ и ФГОС
Насыщенность соответствие среды возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Наличие средств обучения (в том числе технических) разнообразие материалов для всех видов активности воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой) Требования к развивающей предметно-пространственной среде
Трансформируемость возможность изменений предметно- пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации. Доступность - свободный доступ всех (и с ОВЗ) воспитанников к играм, игрушкам, материалам. Безопасность - соответствие всех элементов среды требованиям надёжности и качества Требования к развивающей предметно-пространственной среде
Полифункциональность возможность разнообразного использования различных составляющих среды, пригодных для использования в разных видах детской активности. Требования к развивающей предметно-пространственной среде
Вариативность среды предполагает: наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.) разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования периодическую сменяемость и появление новых предметов Требования к развивающей предметно-пространственной среде
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ПЕРЕХОДУ НА ФГОС Изучение ФГОС и иных учредительных документов по его внедрению Приведение в соответствие с современными требованиями нормативной базы ДОУ Разработка и утверждение основной образовательной программы дошкольного образования Обеспечение кадровых, финансовых, материально- технических и иных условий реализации Программы Проведение системной методической работы с кадрами Мониторинг профессиональной компетенции педагогов
ПОЗНАНИЕ ПРОЦЕСС ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО АКТИВНОГО ОТОБРАЖЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В СОЗНАНИИ ЧЕЛОВЕКА. В ХОДЕ ПОЗНАНИЯ ИССЛЕДУЮТСЯ ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ СТОРОНА И СУЩНОСТЬ ВЕЩЕЙ, ЯВЛЕНИЙ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА, А ТАК ЖЕ САМ СУБЪЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – ЧЕЛОВЕК. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) (По Р.С.Немову)
Основная цель «Познавательного развития дошкольников» - - формирование личности дошкольника, владеющего навыками познавательной деятельности, умеющего понимать целостную картину мира и использовать информацию для решения жизненно-важных проблем. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО)
ПОЗНАНИЕ СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ФЭМП РАСШИРЕНИЕ КРУГОЗОРА ПОЗНАВАТЕЛЬНО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ; СРАВНЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ ПО НЕСКОЛЬКИМ КАЧЕСТВАМ; ВЫДЕЛЕНИЕ ХАРАКТЕРНЫХ ДЕТАЛЕЙ; КРАСИВОЕ СОЧЕТАНИЕ ЦВЕТОВ И ОТТЕНКОВ УМЕНИЕ ПЛАНИРОВАТЬ ПРОЦЕСС ПОСТРОЙКИ; УМЕНИЕ СООРУЖАТЬ КОНСТРУКЦИИ; УМЕНИЕ РАСПРЕДЕЛЯТЬ ОБЯЗАННОСТИ; НАВЫК КОЛЛЕКТИВНОЙ РАБОТЫ ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ; «ЧУВСТВО» ВРЕМЕНИ; УМЕНЯИЕ РЕГУЛИРОВАТЬ СВОЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СООТВЕТСВИЕ СО ВРЕМЕНЕМ; ЗНАКИ, ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ, ОБОЗНАЧЕНИЯ, СИВОЛЫ ЗНАКОМСТВО С МЕСТОМ ЧЕЛОВЕКА В ПРИРОДНОМ И СОЦИАЛЬНОМ МИРЕ; ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О БЕЗОПАСТНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ; ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ОРИЕНТИРОВАТЬ В СФЕРАХ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСИТИ; ИХ ЗНАЧИМОСТЬ В ЖИЗНИ СЕМЬИ, ОБЩЕСТВА В ЦЕЛОМ ЗНАКОМСТВО С КУЛЬТУРНЫМИ ОБЪЕКТАМИ И ЦЕННОСТЯМИ ЗНАКОМСТВО С ЭЛЕМЕНТАМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ЭКСПЕРИМЕНТЫ); ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ЭЛЕМЕНТАХ ЭКОНОМИКИ; ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СЕМЬЕ, ОБЩЕСТВЕ, ГОСУДАРСТВЕ, МИРЕ КОНСТРУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ, ПОБУЖДАЮЩИХ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ПРЯМОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ ДЕТЕЙ ПРОГУЛКИ ПО ПРИЛЕГАЮЩИМ К ДЕТСКОМУ САДУ МЕСТАМ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ОКРУЖАЮЩИМИ ОБЪЕКТАМИ И ЯВЛЕНИЯМИ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ГРУППОВЫЕ ПРАЗДНИКИ ПУТИ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЭКСКУРСИИ ПО ДЕТСКОМУ САДУ И ЗА ЕГО ПРЕДЕЛАМИ СОЗДАНИЕ И СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ ПОПОЛНЕНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ КОММЕНТИРОВАНИЕ, РАЗБОР ПУТАНИЦ, РЕБУСОВ ОТГАДЫВАНИЕ ЗАГАДОК РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ
Используемые материалы: Проект Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования от г.; План перехода на ФГОС ДО; Н.В.Федина, Психология образования в поликультурном пространстве – Том 1; С.Л.Репина, ФГОС ДО ( ФГОС ДО
за внимание! Спасибо