Новые нормативы по ремонту железобетона – инструмент снижения затрат в транспортной отрасли Докладчик - Айбек Аманбаев, продукт-менеджер по защите и ремонту бетона компании «MC-Bauchemie» Международная научно-техническая конференция «Модернизация дорожного хозяйства: опыт и перспектива» 17 апреля 2014, г. Екатеринбург Секция 2 «Современные требования к дорожно-строительным материалам и технологиям»
Срок службы, лет Затраты, % Зависимость эффективности содержания и ремонта железобетонного искусственного сооружения от безремонтного срока службы сооружения
время Предельное состояние – непосредственно перед критическим отказом Стратегия «пассивного» содержания Стратегия превентивного содержания Стоимость Диаграмма снижения надежности МК при использовании стратегии превентивного содержания Диаграмма используется с разрешения Сыркова Антона Владимировича, к.т.н., участника IABSE, начальника отдела Жизненного Цикла транспортных сооружений института ОАО "Трансмост", г. Санкт-Петербург
Причины такой ситуации?
Решение?
Система нормативных документов по экономически обоснованной защите и ремонту железобетонных конструкций 1. ГОСТ «Защита бетонных и железобетонных конструкций от коррозии. Общие технические требования». 2. СП «Защита строительных конструкций от коррозии». 3. EN «Материалы и системы для защиты и ремонта бетонных конструкций. Определения, требования, контроль качества и оценка соответствия». 4. ГОСТ Материалы и системы для защиты и ремонта бетонных конструкций. Общие требования (EN1504-1, EN ). 5. ГОСТ Материалы и системы для защиты и ремонта бетонных конструкций. Требования к системам защиты бетона при ремонте (EN ).
Безремонтный срок службы – 100 лет.
Связь с Федеральными законами «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и «Об энергосбережении» СП «Защита строительных конструкций от коррозии» является элементом доказательной базы Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», устанавливающего требования по безопасности зданий и сооружений для жизни, имущества граждан и окружающей среды, во исполнения распоряжения правительства Российской Федерации РФ 1047-р от 21 июня 2010 г. Применение СП в проектировании, строительстве и реконструкции зданий и сооружений: увеличивает срок безремонтной эксплуатации строительных конструкций (снижает затраты на эксплуатацию), повышает уровень безопасности зданий и сооружений, гармонизирует требования по защите от коррозии с европейским и другими зарубежными нормами.
Повышение безопасности зданий и сооружений обеспечивается научно обоснованными мерами, гармонизированными с европейскими нормами. Связь с Федеральным законом «Об энергосбережении» обеспечивается достоверной оценкой степени агрессивного воздействия среды на строительные конструкции и на этой основе назначением оптимальных мер защиты за счёт применения новых высококачественных материалов для защиты строительных конструкций от коррозии, что увеличит сроки безремонтной эксплуатации зданий и сооружений, уменьшит энергоёмкость эксплуатации конструкций. СП и ГОСТ по защите от коррозии не имеет аналогов за рубежом.
Эксплуатаци я конструкции Оценка состояния Планирование (что делать с конструкцией) Проектирование (планирование) ремонта РемонтПриемка работы Состояние и история эксплуатации. Документы. Предыдущие заключения о состоянии конструкции. Дефекты, их классифика ция и причины возникнове ния. Выбор (ничего не делать, снижать несущую нагрузку, ограничивать или устранять разрушающие факторы, ремонтировать (в т.ч. с усилением), реконструировать, сносить). Принципы. Методы. Определение критериев выбора решения. Требования к: -основанию, -продуктам, -технологии, -спецификация м, -проектной документации (документам по ремонту). Выбор и применение продуктов и оборудовани я. Контроль. Безопасность для человека и окружающей среды. Приемосд аточные испытания. Корректир ующие работы. Документ ы. Этапы ремонта согласно ГОСТ «Материалы и системы для защиты и ремонта бетонных конструкций. Общие требования (EN , EN ).»
ГОСТ Материалы и системы для защиты и ремонта бетонных конструкций. Общие требования (EN1504-1, EN ). Особенности: 1)Основным критерием выбора является КОМПЛЕКСНОЕ требование заказчика, учитывающее: срок службы; уровень первоначальных и общих за срок службы затрат; технологических, архитектурных, экологических, квалификационных (персонала) и др. факторов. 2)Появились объективные, КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ критерии выбора систем и материалов по техническим параметрам. 3)Срок службы сооружения определяется РАСЧЕТОМ, на базе данных обследования и оценки агрессивности окружающей среды по ГОСТ «Защита бетонных и железобетонных конструкций от коррозии. Общие технические требования». 4)Критерии задаются к техническим свойствам СИСТЕМЫ ремонта и защиты бетона, а не отдельным материалам. 5)Позволяет использовать Европейские сертификаты соответствия технических свойств систем и материалов. 6)Уделяется большое внимание КАЧЕСТВУ результатов обследования и соблюдению технологической дисциплины (вкл. контрольные операции).
Пример РАСЧЕТА безремонтного срока службы сооружения. Автодорожный мост в Нижегородской области – ремонт быков моста Результаты расчета - для гарантированного обеспечения безремонтного срока службы в 100 лет необходимо восстановление защитного слоя бетоном или ремонтным составом с параметрами B40W8F800 толщиной не менее 30 мм с вторичной защитой (в надводной зоне с 100% непроницаемостью для хлоридов, в других зонах с коэффициентом диффузии для хлоридов менее 2,6 m 2 /s· ). Критерии выбора защитного покрытия для надводной части: КритерийТребования согласно норм 1Паропроницаемость при толщине до 2 мм< 5 м 2Непроницаемость для хлоридов после 28 суток воздействия 3% раствора NaCl 100% 3Коэффициент диффузии СО2 при толщине до 2 мм> 50 м 4Адгезия к бетонному основанию> 0,8 МПа 5Перекрытие трещин при температуре до минус 35ºС: - статическихдо 1 мм - динамическихдо 0,3 мм 6Эластичность (отсутствие трещин в покрытии) по ГОСТ До минус 30ºС 7Технология нанесенияРучная и машинная 8Уход после нанесенияБез ухода 9Подтверждение от российской научно-технической организации о применении в транспортных сооружениях Наличия документа (письма, инструкции и т.п.) 10Перечень референц-объектов со сроком эксплуатации не менее 5 лет Не менее 5 выполненных проектов 11Сертификат соответствия ГОСТ (EN )Декларация соответствия
Пример количественных критериев выбора материала для ремонта моста: Путепровод МКАД – ремонт с восстановлением несущей способности ТребованиеЗначение на 28 суткиРемонтная смесь Nafufill KM250 1Прочность на сжатие 45 МПа, < 60 МПа55 МПа 2Адгезия 2 МПа3.8 МПа 3Усадка< Модуль упругости (статический) МПа, МПа22600 МПа 5Прочность на растяжение при изгибе 6 МПа8.5 МПа 6Водонепроницаемость W6 W6>W16 7МорозостойкостьF200F1000 8Содержание ионов хлоридов 0.05%< 0.05% 9Капиллярная абсорбция 0.5 кг x м 2 x ч 0.5 < 0.5 кг x м 2 x ч Общая пористость< 12%8.3% 11Прочность сцепления с арматурой 7.68 МПа.17.6 МПа 12Толщина нанесения за проходЧем больше, тем лучше30 мм 13Срок ввода в эксплуатацию после нанесения* 1 сутки
MC-Injekt 2700 UW Без пены !через 8 сек пастообразная через 15 сек твёрдая без добавок + 6% TIX3) пенистая28 – 10 секбез добавок + 0,5 – 2% KAT2) пенистая40 секбез добавок 1) Реакция с водойЖизне-способностьB 2700 UW A 2700 UW Преимущества MC-Injekt 2700 UW с TIX Нет пенообразования Нет увеличения объёма Нет нагрузки на конструкцию Не перемешивается с водой Спасибо за внимание !