Портрет. Место повести «Портрет» в сборнике «Петербургские повести» Презентацию подготовила ученица 10 «Б» класса Редькина Виолетта
Повесть «Портрет» рассказывает о художнике, уступившем соблазнам богатства и славы, сменявшем свой дар на деньги, продавшем дьяволу душу. Искусство - это не легкая способность, а подвиг трудного постижения жизни. Поэтому для искусства мало только умения: если бы Чартков был знаток человеческой природы, он много прочел бы в лице молоденькой девушки, которую он рисовал на заказ; но художник видел только нежность и почти фарфоровую прозрачность лица, которую силилось передать его искусство.
Основная проблема, которая интересовала здесь Гоголя, – это проблема искусства, и проблема художника. …Масса публики, – писал он, – представляющая в лице своем нацию, очень странна в своих желаниях; она кричит: Изобрази нас так, как мы есть, в совершенной истине… Но попробуй поэт… изобразить все в совершенной истине… она тотчас заговорит… это нехорошо…. Аналогичная ситуация в Портрете: Дамы требовали облегчить все изъянцы и даже, если можно, избежать их вовсе. Мужчины тоже были ничем не лучше дам.
Портрет молодой девушки, который Чартков рисовал на заказ
Очень важно, что «соблазнило» Чарткова тоже произведение живописи - необычайный портрет с живыми глазами. «Это было уже не искусство: это разрушало даже гармонию самого портрета».«Живость» изображения у художника- копииста для Гоголя - это не просто поверхностное искусство: это орудие мирового зла и его конкретного социального воплощения - денежной власти: с портрета глядят живые глаза ростовщика.
Сон Чарткова, в котором старик с портрета вышел и начал пересчитывать золотые червонцы
Гоголь называл Петербург городом «кипящей меркантильности», потому наряду с конкретными социальными мотивировками, которые у писателя очень ясны, в повести основную роль получает мотив дьявольского соблазна. Автор рассказывает, что у благочестивого живописца, создавшего странный портрет с живыми глазами, вдруг без всякой причины переменился характер: он стал тщеславен и завистлив. Но такие же необъяснимые факты случаются в жизни повсеместно: «Там честный, трезвый человек сделался пьяницей… там извозчик, возивший несколько лет честно, за грош зарезал седока».
Хуже всего то, что в самом конце повести мы понимаем, что именно это дьявольское искусство и обладает своим зловещим правом на вечность. И всякая попытка его уничтожить – тщетна: Здесь художник, не договорив еще своей речи, обратил глаза на стену с тем, чтобы взглянуть еще раз на портрет. Но, к величайшему изумлению, его уже не было на стене.
Спасибо за внимание!