Преемственность в рамках курсов «история» и «обществознание» с 1-го по 6-й класс в ОС «Школа 2100»
2 ЦЕЛИ и ПРОДУКТИВНЫЕ задания в курсах истории и обществознания Осмысли цель задания (что надо сделать?) Найди нужную информацию (текст, рис…) Преобразуй информацию в соответствии с заданием (найти причину, выделить главное, дать оценку…) Сформулируй (устно/письменно) ответ, используя слова: «я считаю что…, потому что во-первых…, во- вторых… и т.д.».) Дай полный ответ (рассказ), не рассчитывая на наводящие вопросы учителя Определение своего отношения к миру «Объяснение мира» - построение картины мира
Уровни сложности в учебниках истории и обществознания 1-6 класс Мл. школьник Подросток. 5-6 и 7-9 Аргументировать свое мнение, понимать других, договариваться Понимать позицию в т.ч. в НЕЯВНОМ виде, выдвигать контраргументы в дискуссии, КОРРЕКТИРОВАТЬ свое мнение, Предварительная картина мира при ограниченном уровне знаний Усложнение СОБСТВЕННОЙ картины мира за счет большего объема и АБСТРАКТНОСТИ знаний Оценивать однозначные ситуации, замечать неоднозначные, отделять оценки поступка от человека ЗАНИМАТЬ ПОЗИЦИЮ в т.ч. в неоднозначных ситуациях, учиться критично её оценивать
4 Усложнение картины мира – от НАЧАЛЬНОЙ школы…. 3 кл. ОМ Ч.2.«Мое Отечество» 4 кл. «Человек и человечество»
5 Усложнение картины мира – к ОСНОВНОЙ школе…. 5 кл. «Всеобщая история» 5 кл. «Обществознание»
МИНИМАКС
7 Принцип МИНИМАКСА в учебниках «Школы 2100»: Учиться находить нужную информацию – «иголку в стоге сена» МИНИ спрашиваем МАКСИ предлагаем Пытаясь выполнить задания на уровне МАКСИ, ученик начинает «попадать» в свою зону ближайшего развития Каждый может найти в теме то, что интересует лично его – индивидуальная образовательная траектория Контрольные работы
8 «Да кто про этот минимакс знает? Как им пользоваться?» ПРАВИЛА ДЛЯ ВСЕХ - НА ОБОРОТЕ ОБЛОЖКИ УЧЕБНИКА: Каждому надо учиться выбирать главное и интересное! Не все, что есть в учебнике, нужно запомнить или выполнить! МИНИМАКС ДЛЯ УЧЕНИКА – ИЗ ВСТУПИТЕЛЬНОЙ СТАТЬИ К УЧЕБНИКУ МИНИМАКС ДЛЯ УЧИТЕЛЯ – ПРИ ПОДГОТОВКЕ УРОКА 1. Определить минимум ближайшего урока (по программе, специальным страницам учебника и т.д.) 2. Выделить в параграфе минимум (правило, алгоритм, закономерность, понятие и т.д.) и спланировать работу прежде всего с этим минимальным содержанием. 3. Распорядится максимумом (остальное содержание параграфа): если успеем – хорошо, если нет – не страшно, не будем это читать и делать, не будем задавать на дом!!!
Пример минимакса 5 кл.: 9 1. Определить мини. 2. Выделить мини в §. 3. Как макси? Зарождение скотоводства Зарождение земледелия Союз родов - племена Глиноделие. ткачество Конфликт племен Переселение племен Языковые семьи Управление в племени Быт земледельц.
ПРИМЕРЫ
Преемственность содержания на примере ключевых понятий «общество» и «государство» 1 класс2 класс МИНИМУМ: Пропедевтика сути понятия «общество» – люди помогают друг другу – в семье, в общем хозяйстве МАКСИМУМ: Пропедевтика понятия «государство» (страна) – территория, которую занимает народ или народы с общей культурой, границами, законами, правительством
Преемственность содержания на примере ключевых понятий «общество» и «государство» 3 класс4 класс МИНИМУМ: Введение образа понятия «государство» – способ управления людьми в обществе, стране: законы, правительство, армия, полиция Использование понятия «государство» для объяснения новых тем МАКСИМУМА: история стран, права человека и другие
Преемственность содержания на примере ключевых понятий «общество» и «государство» 5-6 класс МИНИМУМ: Введение полноценного абстрактного понятия «государство» со всем набором признаков Использование понятия «государство» для объяснения новых сложных понятий МИНИМУМА: цивилизация, республика и др.
ПРАКТИКУМ 1.Выбираем тему, связанную с понятием «государство» 2.Отбираем минимум 3.Решаем как развивать умение решать прод.задание соответствующего уровня (оценивать неодноз.ситуации, выдвигая контраргументы)
2. Государство для человека или наоборот? Прочитав текст, определи, у кого больше обязанностей: у человека перед государством или у государства перед человеком. – Но когда мы делали газету, – продолжил разговор с мамой Илья, – мне было очень обидно, что приняли не мою идею. – Да, но за Катину идею проголосовали почти все в классе, – ответила мама. – В обществе для того, чтобы поддерживать порядок, люди должны делать не только то, что им хочется, но и учитывать интересы и желания других людей. Этим занимается государство. Оно устанавливает правила поведения – законы, которые обязательно должны соблюдать все жители страны. – Получается, что это самое государство – люди, которых я не знаю, – продолжал возмущаться Илья, – решает за меня, что мне можно делать, а что нельзя? – Не совсем так, – возразила мама. – В большинстве современных государств правителей выбирают сами граждане. Власть и народ связаны взаимными обязательствами: граждане обязаны соблюдать законы государства, а власть обязана соблюдать и защищать права и свободы граждан. – Ну и какие же права и свободы у меня есть? – Право на жизнь, на охрану здоровья, на образование и много других. А ещё у каждого человека есть свободы – то есть возможность делать всё, что не нарушает законов государства и прав другого человека. – Здорово! – восхитился Илья. – Значит, я могу делать всё что хочу! – Не совсем, – ответила мама. – Действительно, в современном обществе у каждого человека с рождения очень много прав. Но не стоит забывать, что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом, т.е. то, что человек должен делать. Ведь именно общество создаёт условия для жизни и развития личности. Кроме того, наши права ограничены точно такими же правами других людей, и там, где интересы сталкиваются, для предотвращения конфликтов нужны законы – об- щие правила поведения. – Да кто их соблюдать будет! – усмехнулся Илья. – Каждый на любую хитрость пойдёт, только бы сделать то, что ему хочется, даже если какой-то закон это запрещает. – Для соблюдения законов, – заметила мама, – необходимо, во-первых, чтобы большинство людей поняли и почувствовали, что по законам жить выгоднее и удобнее, чем нарушая их. А во-вторых, в обществе существует ещё ответственность – наказание за нарушение правил (законов) и обязательств. Представители государства имеют право наказывать граждан за нарушение законов, а у граждан есть возможность подать в суд на государственных чиновников, призвать их к ответствен- ности за несоблюдение своих обязанностей. Так происходит