Заседание творческой группы Руководитель Л.А. Панова
Культурное содержание (материалы освоения) память понимание Сознание воспитанников Работа с пониманием и его развитием.
Содержание понимания и его развитие Предмет понимания (знаки)-это то, что подлежит пониманию Понимание предмета (смыслы)- это то, что складывается в сознании воспитанника о данном предмете и может быть выражено им словесно сверх воспроизведенного внешнего шаблона Понятое содержание текста (результат) - это то, что конкретно понято Понимание содержания (процесс)- это те средства и способы, которые использует воспитанник для достижения результата понимания Культурные средства понимания - это те средства и способы, которые использует воспитанник для достижения результата понимания Средства организации понимания- это те приемы, методы, средства, которые использует педагог, то есть механизм «Как я это буду делать».
Сравнительный анализ работы с текстом Традиционное обучение Развитие способности понимания Воспитатель задает вопросы по тексту (кто участвует в истории, что они делают, какова последовательность событий). Воспитатель задает вопросы, выходящие за рамки текста, заставляющие достраивать элементы событий, о которых в тексте не говорится. Например: «Рассказ с продолжением» (см. Приложение 6). По ходу рассказа воспитанники дают свои трактовки событий, характеров и мотивов героев, предлагают продолжение рассказа. Свои предположения они проверяют в соответствии с продолжением истории, которую дает воспитатель, отмечая насколько правильно они поняли героев, что они не учли. 2.Воспитатель ставит задачи конвергентного типа. Работа с одной точкой зрения (воспитатель добивается правильного ответа от воспитанников). 2. Ставятся задачи дивергентного типа. Работа с разными точками зрения. Продвижение ребенка в способах преодоления собственного непонимания, в организации своего понимания в коммуникации, создает условия для работы с разными точками зрения. Выделяет предмет коммуникации, уточняет его, «приращивает» смысл в процессе и за счет коммуникации. Предмет понимания – деятельностная ситуация (человек должен что-то сделать, построить определенный план действий, что-то получить. Чтоб понять, что происходит, надо иметь набор продолжений и знать, что должно быть дальше, как и в каком направлении преобразовывать эту ситуацию. Инициация порождения смысла. 3. Конспект занятияСценирование ситуации (сценарий).
Механизм развития способности понимания Шаг 1. Знакомство с текстом Шаг 2. Восстановление представления воспитанников о предмете понимания Шаг 3. Активизация мыслительной деятельности воспитанника с помощью вопросов, выходящих за рамки текста (подбор способов понимания) Шаг 4. Отслеживание и направление работы по удержанию предмета понимания и его смысла Шаг 5. Организация деятельности воспитанников (использование способов понимания) Шаг 6. Понимание смысла