Тема 4 Особенности развития архитектуры и дизайна в США в конце XIX – начале ХХ вв. История дизайна, науки и техники Семестр/модуль 5 072500.62 Дизайн.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Период конца XIX начала XX вв. вошел в историю как промышленная революция. Сильный рост промышленного производства оказал огромное влияние и на архитектуру.
Advertisements

Архитектура ХХ века Поиск новых форм, конструкций и стилей Ерохина Наталья Петровна.
Презентация по МХК "Творчество Ф. Л. Райта"
Урок повторения по теме: «Сила». Задание 1 Задание 2.
Школьная форма Презентация для родительского собрания.
Michael Jackson
Ребусы Свириденковой Лизы Ученицы 6 класса «А». 10.
Функционализм направление в архитектуре XX века, требующее строгого соответствия их функциям. Философия стиля «форма определяется функцией». Школа Баухауз.
Рисуем параллелепипед Известно, что параллельная проекция тетраэдра, без учета пунктирных линий, однозначно определяется заданием проекций его вершин (рис.
Типовые расчёты Растворы
1. Определить последовательность проезда перекрестка
Масштаб 1 : 5000 Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от _____________ ______.
Архитектура: от модерна до конструктивизма. Идеи и принципы архитектуры ХХ века рационализм конструктивизм функционализм.
Разработал: Учитель химии, биологии высшей квалификационной категории Баженов Алексей Анатольевич.
Масштаб 1 : 5000 Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от _____________ ______.
1 Кубик – трансформер. Учимся играя. Учимся играя. 2.
Рузский муниципальный район Московской области Стандарт организации работы общеобразовательной школы Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение.
1 1. Все внешние силы лежат в одной плоскости, проходящей через главную ось сечения 2. Силы перпендикулярны продольной оси Вначале рассматривается наиболее.
Модерн Архитектуру модерна отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, использование новых технологий (металл,
Напряжения и деформации в сварных швах ТЕМА УРОКА 1.
Транксрипт:

Тема 4 Особенности развития архитектуры и дизайна в США в конце XIX – начале ХХ вв. История дизайна, науки и техники Семестр/модуль Дизайн. Профиль Дизайн среды ИСТД, кафедра Дизайна Доцент Иванова Ольга Гениевна История дизайна,науки и техники

2 -Особенности развития дизайна в США на рубеже XIX-XX веков. -Достижения в области архитектуры -Чикагская школа. -Творчество Луиса Салливена. -Дома-прерии Ф. Л. Райта. Ключевые понятия

3 Американскими достижениями в области архитектуры и строительства являются: - металлический каркас, поддерживающего как внешние, так и внутренние стены; - новый тип деревянной рамно-каркасной конструкции; - кирпичная плоская стена, подобная кирпичной стене Амстердамской фондовой биржи; - гибкий план. Особенности развития дизайна в США на рубеже XIX- XX веков Достижения в области архитектуры

Рисунок В Соединенных Штатах Америки архитектура модерна была в значительной степени связана с традициями Чикагской школы и творчеством Генри X. Ричардсона ( ). Историческим источником, определившим весь его творческий путь, была романская архитектура Франции, из которой он черпал не буквально «узнаваемые» и «воспроизводимые» стилистические формы. 4 Особенности развития дизайна в США на рубеже XIX- XX веков. Чикагская школа. Генри Х. Ричардсон Г. Ричардсон. Оптовый магазин «Маршалл Филд» в Чикаго, гг.

5 Особое место в развитии рационалистичной архитектуры с использованием металлоконструкций занимает американская ЧИКАГСКАЯ ШКОЛА. Крупнейшие деятели Чикагской школы: Д. Адлер, У. Холаберд, М. Рош, Д. Вернем- были в первую очередь практиками, не отстаивавшими теоретически новые архитектурно-художественные концепции, а воплощавшими их в реальных постройках. Джон Рут и Луис Салливен, являлись одновременно и талантливыми теоретиками. Основатель чикагской - Уильям ле Барон Дженни. Чикагская школа. Основатель чикагской школы – Уильям ле Барон Дженни

Наиболее яркой фигурой Чикагской школы был Луис Генри Салливен (Luis Salliven ( гг.) Американский архитектор. В 1880 г. начал архитектурную деятельность в Чикаго. 6 Чикагская школа. Луис Салливен. Начало архитектурной деятельности Луис Салливен, Сhicago Stock Exchange office

В 1879 году Салливен поступил в ателье Данкмара Адлера и уже через два года стал его компаньоном. В соответствии со специализацией, обычной для второй половины XIX века, Салливен взял на себя решение художественных проблем, в то время как Адлер занимался не только деловой и инженерной стороной их работы, но и планировкой, пространственной организацией зданий. 7 Чикагская школа. Луис Салливен. Работа в ателье Д. Адлера Луис Салливен, Thrift Building

Один из первых небоскребов – Уэйнрайт- билдинг в Сент-Луисе был построен Салливеном совместно с Д.Адлером из стекла и терракотовых плит на стальном каркасе. Эта постройка послужила образцом для высотных зданий, появившихся впоследствии повсюду в США. 8 Чикагская школа. Луис Салливен. Небоскреб Уэйнрайт-билдинг Л.Салливен. Уэйнрайт-билдинг в Сент- Луисе, 1890

Салливен стал первооткрывателем в области современной архитектуры, одним из первых строителей небоскребов. Л. Салливен понимал, что традиционные методы композиции являются искусственными в проектировании современных многоэтажных зданий, не имеющих ничего общего со структурой античных и средневековых сооружений. 9 Чикагская школа. Луис Салливен. Один из первых строителей небоскребов Л. Салливен. Здание фирмы «Карсон-Пири- Скотт» в Чикаго. США гг.

10 В своем эссе Автобиография идеи Луис Салливен пишет: Высотные коммерческие здания появились из-за поднявшихся цен на землю, цены на землю увеличились из-за роста населения…Активность Чикаго в возведении высотных зданий в конце концов привлекла внимание местных торговых представителей сталепрокатных заводов в восточных штатах, и они усадили за работу своих инженеров. Проницательность торговли, сочетающаяся с инженерным воображением и техническими достижениями, предложила чикагским архитекторам идею стального каркаса, который сможет выдержать любые нагрузки... Чикагская школа. Луис Салливен о предпосылках новых методов строительства и появления Чикагской школы

11 В 1893 г. Л. Салливен утверждал как аксиому: «... всюду и всегда форма следует за функцией». «...здание, абсолютно лишенное орнамента, может производить впечатление величественности и благородства, благодаря своим массам и пропорциям». «...нам пойдет на пользу, если на несколько лет мы полностью воздержимся от применения орнамента с тем, чтобы наша мысль могла сосредоточиться на создании построек хорошо скомпонованных и приятных в своей наготе». Чикагская школа. Луис Салливен. «Форма следует за функцией»

12 Чикагская школа. Луис Салливен. Гаранти-билдинг в Буффало Л. Салливен. Гаранти-билдинг в Буффало, гг.

13 Чикагская школа. Луис Салливен. Русская православная церковь в Чикаго Л. Салливен. Русская православная церковь в Чикаго, 1903

14 Чикагская школа. Луис Салливен. Национальный сельскохозяйственный банк в Оватоне Л. Салливен. Национальный сельскохозяйственный банк в Оватоне штат. Миннесота, 1908

15 Чикагская школа. Луис Салливен. Особняк Гарольда Л. Салливен. Особняк Гарольда Бредли, 1910

Творчество архитекторов Чикагской школы не всегда вписывается в рамки общих для нее принципов и приемов. Так в интерьерах «Аудиториума» крупнейшего в США театра (4237 мест), построенного по проекту Л. Салливена ( ), громадные арки, перекрывающие крутой амфитеатр зрительного зала, не имеют конструктивной функции, поскольку они подвешены к фермам, которые за ними скрыты. 16 Чикагская школа. Луис Салливен. Аудиторум в Чикаго Л. Салливен. Аудиториум в Чикаго, гг.

Главным новшеством интерьеров многоэтажных домов американской школы стал гибкий (свободный) план. Замена несущих стен легким костяком металло-каркаса позволила трактовать внутренние стены как легкие перегородки, независимые от несущей конструкции. 17 Чикагская школа. Луис Салливен. Универсальный магазин в Чикаго, гибкий план Л. Салливен. Универсальный магазин в Чикаго, план, гг.

Не­которые «билдинги» строились частично без внутренних стен, чтобы обеспечить возможность приспособить интерьерные пространства к нуждам обитателей. В годах в Лос-Анджелесе был построен «Бродбери- билдинг» офис Л. Бродбери, в котором все конторские помещения группировались вокруг многосветного атриумного пространства с естественным освещением за счет целиком стеклянной кровли. 18 Чикагская школа. Д. Виман. Бродбери-билдинг Д. Виман. Бродбери- билдинг в Лос Анжелесе гг.

Концом Чикагской школы принято считать Всемирную выставку 1893 года в Чикаго, приуроченную к четырехсотлетию открытия Америки. 19 Чикагская школа. Конец Чикагской школы Д. Бернем и Дж. Рут, Рукери-билдинг, 1885 – 1887 гг.

Франк Ллойд Райт ( гг.) - один из крупнейших архитекторов ХХ века. В творчестве Ф.Л. Райта можно выделить пять основных периодов: -ранний (1889 – 1900 гг.); -период прерий ( гг.); -переходный период (1915 – 1923 гг.); -юзония ( е гг.); -поздний (1940-е гг.) 20 Дома-прерии Ф.Л.Райта. Основные периоды в творчестве Райта Ф. Л. Райт. Дом Уиллитса в Хайленд- Парке (штат Иллинойс), 1902

В течение ряда лет Ф. Л. Райт создал проекты жилых домов для средней части Соединенных Штатов, получивших название домов-прерий. В этих проектах Райт обращается к гонтовому стилю и японской архитектуре с ее культом чистоты, которая была представлена традиционным домом и садом. 21 Дома-прерии Ф.Л.Райта. Дом Уиллитса Ф. Л. Райт. Дом Уиллитса в Хайленд- Парке (штат Иллинойс), 1902

Концептуальная форма Райта шире, чем у Саливена: «Форма и функция едины». Афоризм Райта дом не пещера, а кров на открытом месте лаконично формулирует философию такого жилища. Одной из наиболее интересных и ранних работ Ф. Л. Райта является его собственный дом и пристроенная к нему позднее проектная мастерская в Ок- парке (1889г., реконструкции 1893, 1898 и 1909 гг.). 22 Дома-прерии Ф.Л.Райта. Собственный дом Райта в Ок-парке. Форма и функция едины Ф. Л. Райт. Собственный дом в Ок-парке, 1889

Новаторским в этом здании было, в первую очередь, свободное перетекающее пространство интерьеров, связанное с внешней средой при помощи широ­ких окон, сблокированных в ряде помещений (столовая, 1893 г., библиотека, 1898 г.) в горизонтальные ленты. 23 Дома-прерии Ф.Л.Райта. Применение Райтом новаторских приемов в собственном доме Ф. Л. Райт. Собственный дом в Ок- парке, 1889

24 Дома-прерии Ф.Л.Райта. Применение Райтом многосветных пространств в собственном доме Ф. Л. Райт. Собственный дом в Ок-парке, 1889

25 Дома-прерии Ф.Л.Райта. Применение Райтом интегрированного пространства в собственном доме Ф. Л. Райт. Собственный дом в Ок-парке,1889

Первый принцип органической архитектуры уменьшить до минимума количество необходимых частей здания и отдельных комнат в доме, стремиться к созданию единого, пронизанного воздухом и просматриваемого пространства, дающего ощущение его единства. 26 Дома-прерии Ф.Л.Райта. Первый принцип органической архитектуры Фрэнк Ллойд Райт. Дом Юджина А. Гилмора, Мэдисон, Висконсин, 1908

Второй принцип органической архитектуры связать здание с его участком путем придания зданию горизонтальной протяженности и подчеркивания плоскостей, параллельных земле. Не занимать зданием лучшую часть участка, оставляя ее для использования жителями дома в качестве продолжения горизонтальных плоскостей полов, выходящих за его пределы. 27 Дома-прерии Ф.Л.Райта. Второй принцип органической архитектуры Фрэнк Ллойд Райт. Дом Фредерика С. Роби, Чикаго, Иллинойс, гг.

Третий принцип, перекликающийся с первым, призывает не делать из дома «коробку», в которую заключены «комнаты-коробки». Интерьеры должны иметь минимум подразделений, стены должны превращаться в ширмы, которые вместе с потолками и полами «переливаются друг в друга, образуя одно общее ограждение пространства». Средством для достижения этой цели являются «прямые линии и обтекаемые формы». 28 Дома-прерии Ф.Л.Райта. Третий принцип органической архитектуры Фрэнк Ллойд. Дом Фредерика С. Роби, Чикаго, Иллинойс, интерьер, гг.

Четвертый принцип отвергает «негигиеничный подвал», которому противопоставляется низкий цоколь-платформа, на которой должен стоять дом. Этот прием, по убеждению Райта, также помогает органично связать внутреннее и внешнее пространство дома. 29 Дома-прерии Ф.Л.Райта. Четвертый принцип органической архитектуры Фрэнк Ллойд Райт. Дом Е.Е. Бойнтона, Рочестер, Нью-Йорк, 1908

Пятый принцип провозглашает, что «дырявить стены это насилие». Согласно этому принципу традиционные окна в доме трактуются как «отверстия, прорезаемые в стенах подобно дырам, вырезаемым в коробке». Все проемы, ведущие «наружу» или «внутрь» необходимо привести в соответствие с человеческими пропорциями и структурой здания. 30 Дома-прерии Ф.Л.Райта. Пятый принцип органической архитектуры Фрэнк Ллойд. Маленькая капелла, Бельведер, Иллинойс, гг.

В шестом принципе органической архитектуры говорится о необходимости исключить комбинирование различных материалов в одной постройке и не применять украшений, не вытекающих из природы материала. Так как прямые линии и геометрические формы «соответствуют работе машины в строительстве», то и интерьер принимает характер продукта машинного производства. 31 Дома-прерии Ф.Л.Райта. Шестой принцип органической архитектуры Фрэнк Ллойд Райт. Дом Майера Мея, Гранд-Рэпидс, Мичиган, 1908

Седьмой принцип предполагает интеграцию инженерных коммуникаций (освещение, отопление, водоснабжение) со строительными конструкциями таким образом, чтобы они стали составной частью самого здания. «Элементы оборудования при этом приобретают архитектурное качество». 32 Дома-прерии Ф.Л.Райта. Седьмой принцип органической архитектуры Фрэнк Ллойд Райт. Дом Изабеллы Роберте, Ривер-Форест, Иллинойс, 1908; реконструкция, 1958

Восьмой принцип предполагает интеграцию с архитектурными элементами предметов обстановки интерьеров, «делая их едиными со зданием и придавая им простые формы, соответствующие работе машины». 33 Дома-прерии Ф.Л.Райта. Восьмой принцип органической архитектуры Фрэнк Ллойд. Дом Фредерика С. Роби, Чикаго, Иллинойс, план, разрез, гг.

В девятом принципе органической архитектуры говорится о необходимости исключить работу декоратора интерьера, который, по убеждению Райта, «...если не привлечет на помощь стили, то уж обязательно будет применять завитушки и цветочки». 34 Дома-прерии Ф.Л.Райта. Девятый принцип органической архитектуры Фрэнк Ллойд Райт. Дом Изабеллы Роберте, Ривер-Форест, Иллинойс, 1908; реконструкция, 1958

Всего в этот период Райтом было создано более ста жилых домов, наиболее знаменитый из которых дом Ф. C. Роби в Чикаго (1908) стал своеобразным эталоном «стиля прерий». 35 Дома-прерии Ф.Л.Райта. Дом С.Роби. Экстерьер Фрэнк Ллойд. Дом Фредерика С. Роби, Чикаго, Иллинойс, гг.

В проекте дома Ф. С. Роби четко сформулированы следующие приемы: -асимметрия; -простые объемы; -гладкие плоскости; -многоплановость; -горизонтальность; -консоли; -метрический повтор; -ленточное остекление; -отсутствие орнаментации; -гибкий план. 36 Дома-прерии Ф.Л.Райта. Дом С.Роби. Планы этажей Фрэнк Ллойд. Дом Фредерика С. Роби, Чикаго, Иллинойс, гг.

В интерьерах дома Ф. С. Роби в Чикаго ясно прочитываются почти все принципы органической архитектуры. Его оборудование максимально интегрировано с архитектурой и, по сути, является самой архитектурой. 37 Дома-прерии Ф.Л.Райта. Дом С.Роби. Интерьеры Фрэнк Ллойд. Дом Фредерика С. Роби, Чикаго, Иллинойс, интерьеры, гг.

Тема четкой структурной геометрии деревянных элементов проводится и в спроектированной Райтом для дома Ф. С. Роби отдельно стоящей мебели табуретах, стульях с высокими (как у Ч. Р. Макинтоша) спинками, монументальном обеденном столе, массивные деревянные опоры которого завершаются своеобразными торшерами из цветного стекла. 38 Дома-прерии Ф.Л.Райта. Дом С.Роби. Предметы интерьера Фрэнк Ллойд. Дом Фредерика С. Роби, Чикаго, Иллинойс, предметы интерьера, гг.

Почти все элементы интерьеров дома объединяет геометрическая графика накладных деревянных брусков, проходящая по светлому фону стен и потолков. В систему этой графики входят дверные и оконные переплеты, плинтусы, встроенная мебель. 39 Дома-прерии Ф.Л.Райта. Дом С.Роби. Детали интерьеров Фрэнк Ллойд. Дом Фредерика С. Роби, Чикаго, Иллинойс, интерьеры, гг.

Как элементы декора в интерьерах дома Ф. С. Роби можно рассматривать практически все деревянные детали их отделки и оборудования. Кроме того, в окнах и выходящих на протяженный балкон второго этажа многочисленных высоких дверях прозрачные стекла включают ажурные геометрические витражные вставки, которые как бы накладываются на видимый сквозь них пейзаж. 40 Дома-прерии Ф.Л.Райта. Дом С.Роби. Элементы декора Фрэнк Ллойд. Дом Фредерика С. Роби, Чикаго, Иллинойс, интерьер, гг.

Интеграции интерьеров в единое переливающееся пространство способствует также характер их отделки. Интерьеры жилых домов Ф. Л. Райта периода прерий легко узнаваемы, в первую очередь, по композиционным приемам организации внутреннего пространства, в котором отдельные зоны (кроме спален) свободно просматриваются, создавая ощущение простора и живописной многоплановости. 41 Дома-прерии Ф.Л.Райта. Дом В. Мартина Ф.Л.Райт. Дом В. Мартина в Ок-парке, 1902

Излюбленным приемом Райта было проведение через различные пространственные зоны по стенам и потолкам системы накладных деревянных брусков, которые связывали различные элементы оборудования в единую взаимопроникающую структуру. 42 Дома-прерии Ф.Л.Райта. Дом Ф. Литтла Ф.Л.Райт. Дом Ф. Литтла в Миннесоте,1912

Кроме индивидуальных жилых особняков в период прерий Ф.Л. Райт проектировал также многоквартирные дома и общественные сооружения. Крупнейшими его реализациями в это время были административное здание компании «Ларкин» в Буффало. 43 Дома-прерии Ф.Л.Райта. Здание компании «Ларкин» в Буффало Ф.Л.Райт. Здание компании «Ларкин» в Буффало, гг.

Ядром внутреннего пространства Ларкин-билдинг являлся центральный зал, занимавший всю высоту постройки и освещавшийся верхним естественным светом. Вокруг этот зал обходили пять галерейных этажей с рабочими местами, расположенными как бы в едином гигантском помещении. 44 Дома-прерии Ф.Л.Райта. Здание компании «Ларкин» в Буффало. Интерьер атриума Ф.Л.Райт. Здание компании «Ларкин» в Буффало, интерьер, гг.

Особую известность получило спроектированное для Ларкин- билдинг конторское кресло с крестовидной опорой на роликах и поворачивающимся сидением. Это кресло одновременно можно считать и исключением в дизайнерском творчестве Райта, так как его любимым мебельным материалом было дерево, дающее больше возможностей добиться абсолютного стилистического единства предметной среды интерьеров, к которому он всегда стремился. 45 Дома-прерии Ф.Л.Райта. Здание компании «Ларкин» в Буффало. Оборудование интерьеров Ф.Л.Райт. Здание компании «Ларкин» в Буффало, интерьер, гг.

«Архитектура прерий» распространяется не только на индивидуальные жилые дома Райта. В «стиле прерий» было построено одно из его первых бетонных сооружений Унитарианская церковь в Ок- парке ( ), в кото­рой, по его словам, «... отчетливо выступало совершенно новое понимание архитектуры, высшая концепция архитектуры: архитектура не только как форма, следующая функции, но мыслимая как огражденное пространство». 46 Дома-прерии Ф.Л.Райта. Унитарианская церковь в Ок-парке Ф.Л.Райт. Унитарианская церковь в Ок- парке.1904 – 1907 гг.

«Стиль прерий», обладавший яркими индивидуальными авторскими чертами, очень быстро получил популярность в США и вскоре превратился в своеобразную «школу прерий», так как формальный язык этого «стиля» был перенят многими коллегами и конкурентами Райта. 47 Дома-прерии Ф.Л.Райта. Дом Изабеллы Робертс Ф.Л.Райт. Дом Изабеллы Робертс, 1907

48 В 1901 году, еще только начиная свою плодотворную архитектурную карьеру, Райт произнес знаменитую речь «Искусство и ремесло машины», в которой изложил основные принципы промышленного дизайна XX века. Отвергая ручное производство как слишком дорогостоящее, он утверждал, что «дизайнеры должны создавать прототипы изделий массового машинного производства, предварительно изучив технологию современного производства и свойства материалов». Дома-прерии Ф.Л.Райта. Принципы промышленного дизайна, изложенные Райтом