МОДУЛЬ 6 «Креативность: как находить новые решения бизнес-проблем»
Креативность: как находить новые решения бизнес-проблем 1.Что такое «Теория решения изобретательских задач» (ТРИЗ) и как ее можно применить для решения проблем в бизнесе
1.Что такое «Теория решения изобретательских задач» Так что же такое «Теория решения изобретательских задач» (ТРИЗ) и как ее можно применить для решения проблем в бизнесе?
1.Что такое «Теория решения изобретательских задач» Как возникла ТРИЗ ? В своей первой статье «О психологии изобретательского творчества» Г. Альтшуллер и Р.Шапиро сформулировали три основных момента, присутствующие в каждом творческом решении новой задачи: 1. Постановка задачи и определение противоречия, которое мешает решению задачи обычными методами. 2.Устранение причины противоречия с целью достижения нового – более высокого - технического эффекта. 3.Приведение других элементов системы в соответствие с измененным элементом. К 1956 году ТРИЗ выросла в направлении мощной ключевой идеи выявления и сопоставления определенному типу противоречий соответствующего набора адекватных моделей трансформаций.
Креативность: как находить новые решения бизнес-проблем 2. Главный тормоз творческого мышления. Психологическая инерция и способы ее преодоления
2. Главный тормоз творческого мышления. Психологическая инерция и способы ее преодоления Психологическая инерция необходима во всех делах, где нужны определенные навыки. В обыденной жизни без этого нельзя обойтись. Не нужно каждый раз изобретать новый способ открывания дверей. Но когда появляется потребность решить творческую задачу, психологическая инерция превращается в главный тормоз. Она не позволяет отступить в сторону от общепринятого мнения. Причем чем глубже и подробнее человек знает предмет будущего изобретения, тем труднее ему выйти из этой ситуации. Почему так происходит? Дело в том, что задача человека как биологической системы – самосохранение, в том числе и сохранение "душевного равновесия". Любая нерешенная проблема, что-то непонятное порождает дискомфорт. "Как можно скорее вернуть равновесие!" – приказывает инстинкт. Это значит – как можно скорее найти решение; при этом запускаются подсознательные механизмы, мозг как бы роется в картотеке, подбирая подходящий шаблон. Шаблон найден – равновесие восстановлено.
2. Главный тормоз творческого мышления. Психологическая инерция и способы ее преодоления Психологическая инерция мышления и ошибки в бизнесе
2. Главный тормоз творческого мышления. Психологическая инерция и способы ее преодоления
2. Главный тормоз творческого мышления. Психологическая инерция и способы ее преодоления Способы борьбы с психологической инерцией 1. Уход от терминов и сопутствующих им образов.
2. Главный тормоз творческого мышления. Психологическая инерция и способы ее преодоления 2. Применение специальных методов ТРИЗ: - метод маленьких человечков; - шаг назад от идеального конечного результата; оператор размер-время-стоимость. 3. Уход от инерции специальности. Например, расширение кругозора, чтение научно-популярной и фантастической литературы, периодическая смена работы и специализации.
Креативность: как находить новые решения бизнес-проблем 3. Как заглянуть в ответ задачи: идеальный конечный результат
Идеальный конечный результат (ИКР) - это определение цели развития объекта в виде требуемого функционального состояния или действия, наилучшим (идеальным) образом отвечающего назначению объекта Идеальный конечный результат – это идеальное решение: например, механизма нет, а его функция выполняется. При решении изобретательских задач достичь полного идеала удается редко. Часто приходится отступать от намеченной цели и вводить какие-то новые элементы. Но идея срабатывает - мы получаем максимум. 3. Как заглянуть в ответ задачи: идеальный конечный результат
3. Как заглянуть в ответ задачи: идеальный конечный результат Наполеон говорил своим генералам: «Требуй невозможного – получишь максимум!» Отличительная особенность ИКР – его «бесплатность», когда результат достигается без лишних затрат энергии, материалов, времени. Мы привыкли, что за все надо платить. Изобретательское мышление по ТРИЗ должно быть ориентировано на идеальное решение: «Есть вредный фактор, с которым надо бороться. Идеально, чтобы этот фактор исчез сам по себе. Пусть себя сам устраняет. Впрочем, его можно устранить, сложив с другим вредным фактором. Нет, пожалуй, самое идеальное – пусть вредный фактор начнет приносить пользу». По сути, мы заглядываем в конец учебника в ответы. В изобретательстве именно такой способ – наиболее эффективный.
3. Как заглянуть в ответ задачи: идеальный конечный результат Алгоритм использования идеального конечного результата (ИКР) в практической деятельности 1. Формулирование ИКР, который вы хотите получить. 2. Что мешает (главное) получить желаемый ИКР? 3. Почему ЭТО мешает? 4. Причина помех? 5. Что надо изменить, чтобы больше не мешало?
Креативность: как находить новые решения бизнес-проблем 4. Где искать корень бизнес-проблемы: противоречие
4. Где искать корень бизнес-проблемы: противоречие Противоречия Противоречие – это модель конфликта, отражающая несовместимые требования к свойствам объекта.
4. Где искать корень бизнес-проблемы: противоречие Существуют три основных типа противоречий: 1. Генеральное противоречие – требование, отражающее лишь общую потребность в достижении некоторого свойства или состояния либо в устранении препятствия. Например, как структурировать сделку с учетом интересов клиента? 2. Стандартное противоречие – совокупность двух несовместимых требований к различным свойствам. Например, увеличение скорости подготовки документа приводит к ухудшению его качества. 3. Радикальное противоречие – совокупность двух противоположно направленных требований к одному и тому же свойству. Например, документ должен быть и не должен быть. Разрешение противоречий ведет к решению проблемы.
4. Где искать корень бизнес-проблемы: противоречие Проблема Проблема возникает, когда: ситуацию нельзя решить известными стандартными методами или - применение стандартных методов приводит к появлению последствий, которые нас не устраивают. Как правильно сформулировать проблему, которую нужно решить. 1. Формулировка проблемы «как получается», разговорным языком, без специальных терминов 2. Последовательное углубление в проблему для поиска ее причины, т.е. проблемы, которая будет решаться. Поиск «реальной» проблемы происходит путем задавания вопроса «Почему так происходит?» 3. Описание проблемы заканчивается, когда уже не можем задать вопрос «Почему так происходит?» или нет смысла его задавать
4. Где искать корень бизнес-проблемы: противоречие Переход от проблемы к противоречию Проблема – это конфликт чего-то с чем-то Противоречие – модель системного конфликта, отражающая несовместимые требования к свойствам объекта. В основном используются бинарные противоречия, моделирующие конфликт несовместимости между двумя требованиями Изобрести означает устранить противоречие! Феномен «Исчезновения чуда» Изобретательская идея: 1. Не очевидна до ее открытия 2. Воспринимается как необыкновенное и яркое явление при ее возникновении – феномен «чудо» 3. Воспринимается как обычное и простое явление после ее объяснения
4. Где искать корень бизнес-проблемы: противоречие Генеральное противоречие Генеральное противоречие – противоречие общего типа. Здесь присутствует только цель, но отсутствует какое либо указание – как эту цель достичь.
4. Где искать корень бизнес-проблемы: противоречие Стандартное противоречие Стандартное противоречие – двухфакторная модель, отражающая несовместимые требования к двум различным функциональным свойствам конструкта. Один из факторов соответствует и содействует главной полезной функции системы (плюс-фактор), а другой фактор не соответствует или противодействует этой функции (минус-фактор)
Компонент Функция Действие Состояние 1-й фактор не совместимости Описание конструкта Описание свойств несовместимости 2-й фактор не совместимости Функция Действие Состояние Плюс-фактор - улучшается Минус-фактор - ухудшается Стандартное противоречие
www. rhcm.ru Русский дом кризисного управления Стандартное противоречие Основные приемы разрешения стандартных противоречий
4. Где искать корень бизнес-проблемы: противоречие Основные приемы разрешения стандартных противоречий
Стандартное противоречие
4. Где искать корень бизнес-проблемы: противоречие Радикальное противоречие Радикальное противоречие – совокупность двух противоположно направленных и взаимоисключающих системных требований к одному и тому же свойству. Первый фактор отражает одно требование нужного свойства (плюс-фактор), второй фактор – второе требование (минус- фактор) к тому же свойству конструкта
Компонент Функция Действие Состояние Для одной цели КОНСТРУКТ должен иметь свойство + Z Для другой цели ЭТОТЖЕ КОНСТРУКТ Должен иметь свойство - Z Описание конструкта Описание свойств несовместимости Радикальное противоречие
Радикальное противоречие 4 модели фундаментальных трансформаций для разрешения радикальных противоречий 1. Разделение противоречивых свойств в пространстве Реализация модели. Одно свойство реализовано в одной области пространства, а противоположное - в другой Пример. Упорядочивание очереди. Для устранения физической возможности возникновения неупорядоченной толпы перед входом (на выставку, театр) создаются разделительные конструкции, образующие узкий коридор, движение в котором возможно только в виде очереди 2. Разделение противоречивых свойств во времени Реализация модели. Одно свойство реализовано в одном интервале времени, а противоположное - в другом
Радикальное противоречие Пример. Пересечение дорог в одном уровне с использованием светофора. Для предупреждения физической возможности столкновения транспортных средств при пересечении транспортных магистралей в одном уровне применяется разделение конфликтующих потоков во времени с помощью регулирования очередности движения сигнальными системами, например, светофорами или регулировщиками движения 3. Разделение противоречивых свойств в структуре Реализация модели. Часть системы обладает одним свойством, а вся система в целом – противоположным Пример. Аварийный трап самолета. Для создания аварийного трапа, прочного и «негибкого» в развернутом рабочем состоянии, «гибкого», свернутого в рулон в нерабочем состоянии, трап выполнен в виде соединенных друг с другом эластичных труб, надуваемых для развертывания до рабочего состояния сжатым воздухом.
Радикальное противоречие 4. Разделение противоречивых свойств в веществе/энергии Реализация модели. Вещество или энергетическое поле (или их части) обладает для одной цели одним свойством, а для другой цели – противоположным Пример. Предварительная фотовспышка. Для предупреждения эффекта «красные глаза» при съемке со вспышкой многие фотокамеры перед основной вспышкой генерируют одну или несколько вспышек меньшей яркости, что заставляет зрачки сузиться, в результате чего меньше света от основной вспышки проникает внутрь зрачка.
Креативность: как находить новые решения бизнес-проблем 5. Ресурсы, оперативная зона и оперативное время
5. Ресурсы, оперативная зона и оперативное время Системно-технические ресурсы Физико-технические ресурсы
5. Ресурсы, оперативная зона и оперативное время Системно-технические ресурсы
5. Ресурсы, оперативная зона и оперативное время Физико-технические ресурсы
5. Ресурсы, оперативная зона и оперативное время Возможные соотношения потраченных ресурсов и результата
5. Ресурсы, оперативная зона и оперативное время Свойства ресурсов, учитываемые при выборе решения бизнес-проблем Для создания эффективных решений предпочтительно выбирать ресурс с крайне левым значением любого свойства из приведенных в таблице
5. Ресурсы, оперативная зона и оперативное время Особенности учета фактора денег при решении бизнес-проблем по ТРИЗ Деньги собственно как ресурс или параметр редко принимаются во внимание в проектировании решения по ТРИЗ - только как оценка, например, трудоемкости, или возможности приобрести ресурс, и т.п. Но не как ограничивающий фактор. Однако, можно принять и деньги за параметр, помня о том, что это все же не объективный физический фактор. Дело еще и в том, что для кого-то какая-то сумма - много, а для кого-то - нет. Хотя, в целом, деньги есть ресурс, который мы хотим "не тратить". Тогда им можно оперировать в абсолютном смысле - на минимизацию расхода.
5. Ресурсы, оперативная зона и оперативное время Оперативная Зона Оперативная Зона является гипоцентром проблемы, в отличие от эпицентра проблемы, которым можно обозначить внешние проявления проблемы представляемые, в частности, в форме противоречий. Эпицентр (проблемная ситуация) Гипоцентр (оперативная зона)
5. Ресурсы, оперативная зона и оперативное время Оперативное Время (ОВ) - Интервал существования проблемной ситуации
Креативность: как находить новые решения бизнес-проблем 6. Полная технология решения бизнес- задачи с использованием программы Моdern TRIZ Academy "EasyTRIZ"
Евгений Новосёлов «Креативность на заказ: как искать эффективные решения бизнес-проблем» Задача 1 ТРИЗ – моделирование изобретения страхования
Евгений Новосёлов «Креативность на заказ: как искать эффективные решения бизнес-проблем»
Евгений Новосёлов «Креативность на заказ: как искать эффективные решения бизнес-проблем»
Евгений Новосёлов «Креативность на заказ: как искать эффективные решения бизнес-проблем»
Евгений Новосёлов «Креативность на заказ: как искать эффективные решения бизнес-проблем»
Евгений Новосёлов «Креативность на заказ: как искать эффективные решения бизнес-проблем»
Евгений Новосёлов «Креативность на заказ: как искать эффективные решения бизнес-проблем»
Евгений Новосёлов «Креативность на заказ: как искать эффективные решения бизнес-проблем»
Евгений Новосёлов «Креативность на заказ: как искать эффективные решения бизнес-проблем»
Евгений Новосёлов «Креативность на заказ: как искать эффективные решения бизнес-проблем»
Евгений Новосёлов «Креативность на заказ: как искать эффективные решения бизнес-проблем»
Креативность: как находить новые решения бизнес-проблем 7. Рацпредложения: изобретения в бизнесе
7. Рацпредложения: изобретения в бизнесе Рацпредложения – это нововведения в бизнесе, экономящие время и ресурсы или повышающие производительность и эффективность
7. Рацпредложения: изобретения в бизнесе Принципы Рацпредложений в действии Екатерина Лапина из Благовещенска предложила идею зеленого коридора для снятия очередей в банках. Она заключается в том, что клиент берет талончик на определенное время, а когда приходит в оговоренный срок, обслуживается уже без очереди. Так же в числе лучших Рацпредложений можно назвать - мониторинг загруженности отделения через интернет, нанесение штрих кода на сберкнижку (чтобы владелец мог без очереди узнать баланс, поднеся документы к считывающему устройству)
7. Рацпредложения: изобретения в бизнесе Одним из принципов Рацпредложений является внедрение новых процедур в обычные процессы работы. Так, например, в Альфа-банке выяснили, что много времени отнимает заполнение анкет: клиенты пишут от руки, медленно, иногда ошибаются. Внедрили новую процедуру: со слов клиента сам операционист заполняет пакет документов, а потом передает его на подпись клиенту. Нововведение сэкономило 25% времени, а в деньгах около $4 млн. в год. Так же Рацпредложением можно назвать введение услуги «виртуальный банкир». Если клиенту нужна консультация, он сможет прямо в отделении, не отвлекая сотрудника офиса, задать свои вопросы с помощью видео – call – центра.