Использование инструментов и методов стратегического менеджмента на рынке выездного туризма РБ (Бакалаврская работа) Студент 4 курса Ермолович А.А. Научный руководитель: д.г.н., профессор кафедры международного туризма Хомич С.А.
Цели: изучение стратегий, используемых белорусскими туристическими компаниями при продвижении турпродукта стран; оценка эффективности стратегий и их возможная корректировка.
Задачи: Выбор аналитических инструментов стратегического менеджмента для оценки конкуренции на рынке выездного туризма Беларуси; Анализ туристского предложения на рынке выездного туризма Республики Беларусь; Изучение выбранных туристскими фирмами стратегий продвижения турпродукта с помощью моделей стратегического менеджмента; Разработка стратегий продвижения приоритетных для Беларуси направлений выездного туризма.
Доля стран в туристическом выездном потоке (2005 год)
Страна или направление Количество заявок В % к общему числу заявок 1Беларусь33319,7 2Турция30918,3 3Крым1327,8 4Украина1257,4 5Болгария1176,9 6Черногория895,3 7Румыния875,1 8Египет865,1 9Чехия774,5 10Польша623,7 Предварительные электронные заявки со страниц Holiday.by по странам
Матрица Бостонской консалтинговой группы – конкурентные позиции на рынке ? $ Изгоняемые собаки Темп роста рынка (затраты денег) Доля рынка (получение денег) низкий высокий высокая низкая 101 0,1 Экзотические туры Отдых на море Экскурсионный Туры выходного дня Образовательные туры Бизнес туры
Общий рейтинг стран по популярности Место Страна на на Беларусь 2 Египет 3 ПольшаБолгария 4 ЧехияТурция 5 ЛитваПольша 6 ФинляндияКрым 7 СловакияРумыния 8 УкраинаЧехия 9 ОАЭЛитва 10 ТурцияУкраина
Карта стратегических групп для летнего предложения туров Взвешенная оценка конкурентной силы туристских направлений (лето 2007) Цена низкая средняя высокая 9876 Крым Болгария Румыния Турция Египет ОАЭ Таиланд Куба Мексика
Пятифакторная модель конкуренции М. Портера для направления Египет Конкуренция между продавцами внутри отрасли: Фирмы продающие направление Египет Товары- заменители: Турция Покупатели: туристы Поставщики сырья: Египетские туроператоры Потенциальные конкуренты: новые туроператоры по Чехии Крым, Болгария, Румыния
Предложение курортов Египта Александрия – 5% Асуан – 2% Дахаб – 13% Каир – 8% Макади Бэй – 13% Марса Аллам – 13% Нувейба – 7% Сафага – 16% Сома Бэй – 18% Таба – 6% Хургада – 82% Шарм Эль Шэйх – 79% Эль Гунна – 26%
% % 20 – 30 % 10 – 20 % 0 – 10 % Структура предложений по направлению Египет
Матрица «привлекательность отрасли – конкурентоспособность направления Египет на рынке выездного туризма Беларуси» Долгосрочная привлекательность отрасли Конкурентоспособность подразделения и его позиции на рынке высокая средняя низкая высокая средняя низкая Александрия Асуан Кайр Нувейба Таба Дахаб Макади Бэй Марса Алам Сафага Сома Бэй Эль Гуна Шарм Эль Шэйх Хургада
Матрица Хоуфера (для турпродукта «Египет») Конкурентное положение СБЕ Ранняя стадия развития «Взлёт» отрасли Быстрый рост Конкурентная реорганизация Зрелость Насыщение рынка Стагнация/ Упадок отрасли сильноесреднееслабое Александрия Асуан Кайр Нувейба Таба Дахаб Макади Бэй Марса Алам Сафага Сома Бэй Эль Гуна Шарм Эль Шэйх Хургада
Профиль конкурентных преимуществ направления Египет Характеристики Весо- мость % Хуже Лучше Конкурента Турция Итоговая оценка Имидж и репутация 100 Обслуживание клиентов 100 Разработка нового турпродукта 20 Цена турпродукта30-30 Дифференцияация продукта Итого100-70
Выводы: использование конкурентной стратегии концентрации на определенном сегменте рынка и повышение качества предоставляемых этому сегменту услуг стратегии диверсификации и выхода на новые рынки с новыми разновидностями старого продукта переход к стратегиям дифференциации по направлениям продукта