Tele2: будет ли четвертый мобильный оператор? Группа 28 Апрель, 2014 Финансовый университет при Правительстве РФ Институт делового администрирования и бизнеса
Основной вопрос кейса Tele2: возможные пути развития Кейс решается с позиции независимых аналитиков рынка 2
План презентации Обзор рынка Анализ игроков РешениеАльтернативы 3
Обзор рынка. Тенденции Мировой рынок Основная тенденция на мировом рынке мобильной связи – стагнация доходов от голосовых услуг и SMS на фоне повышения доходов от услуг мобильной передачи данных (доход от передачи данных в выручке компаний занимает порядка 40 – 60%). В целом по миру голосовые услуги все еще демонстрируют незначительный рост доходов – в основном за счет стран БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай), В США и странах Евросоюза доходы в 2012 г. снизились на 3-4%. Для зрелых рынков так же характерны высокий уровень среднемесячной абонентской платы (ARPU) в среднем около $36 высокий уровень проникновения смартфонов выше 40%. Невысокий уровень абонентского оттока - пределах 5% – 15%, в зависимости от принятой системы контрактинга Проникновение мобильного широкополосного доступа более 80% 4 Источник: EITO, IDATE При дальнейшем развитии рынка ожидается смещение акцентов потребительского спроса в сторону высокоскоростной мобильной передачи данных => сетевое оборудование операторов должно позволять обрабатывать большие объемы данных
Обзор рынка. Тенденции рынка в России Рынок стабилен последние 10 лет. Динамика в гг. - 8% в год Проникновение услуг сотовой связи в стране 176% Уровень фактического проникновения в среднем возрастном сегменте очень высок (9598%). Проникновение мобильного широкополосного доступа – 55% В то же время России характерен низкий ARPU (Average Revenue Per User - $10), высокий абонентский отток (до 15%), невысокий уровень проникновения смартфонов (20%) Доля доходов от мобильной передачи данных в структуре выручки операторов менее 20% Рост выручки операторов сотовой связи Источник: «Коминфо Консалтинг» В России сформировался зрелый рынок сотовой связи. Дальнейший рост возможен за счет охвата возрастных сегментов «моложе 18 лет», «50+», расширения зоны покрытия в регионах в сторону небольших и удаленных населенных пунктов, увеличения продаж смарт-устройств Источник: AC&M Consulting Динамика проникновения абонентской базы
Рынок. Точки роста 6 Развитие операторов потребует вложений не только в процедуры продаж, но и в инфраструктуру Скорость и доступность Развитие мобильного широкополосного доступа Увеличение зоны покрытия в РФ Увеличение доли мобильных смартустройств Действия Лояльность «Все в одном» широкий набор услуг (интернет+телефон+тв) Развитие сетей связи (фиксированные + подвижные) + новые протоколы передачи данных => пакетное предложение мультимедийных услуг абоненту Продажа устройств с контрактом, в рассрочку Доступность тарифов (преимущественно – пакеты) => цель - увеличить data - трафик Широкая сеть точек продаж Высокое качество обслуживания Пул клиентов в сегменте В2В Направление
Анализ операторов На долю топ-3 (МТС, Билайн и Мегафон) приходится более 80% Ожидается усиление конкуренции из-за: вымывания мелких игроков отмены «мобильного рабства» В результате слияния Tele2 и мобильных активов Ростелекома появился единый оператор под брендом Tele2 У Теле2 и Мегафона наилучшие показатели удовлетворенности клиентов. По замерам EPSI Raiting, около 20,4% абонентов могут сменить оператора связи 7 На российском рынке мобильной связи сформировались предпосылки для миграции абонентов между операторами
Операционные показатели Российских операторов (часть1) Tele2 занимает 4место по объёму абонентской базы (> 23,7 млн.), с учетом базы Ростелеком 38 млн. Абонентов, количество регионов присутствия более * Среднее количество услуг на одного абонента в месяц ** ARPU Средний счёт на одного абонента передачи данных в месяц МТСМегафонВымпелкомTeLe2/Ростелеком Абоненская база (млн.) 71,6864,0157,138 ARPU (руб.) MoU (мин.) APPM0,921,071,150,89 Абон база (моб. ШПД) 022,42,70 Абон фикс. (фикс. ШПД) 2,30 9,6 DSU* ARPDU**90,117000
Операционные показатели Российских операторов (часть2) 9 МТСМегофонВымпелкомTele2/Ростелеком Салоны (шт.) БС 2G (тыс. шт.)41,731,736,66,4 БС 3G (тыс. шт.)31,52818,66,4 Прник. смарт. (%)2820,618 Отток абонентов (%)9, МТС выигрывает по количеству салонов, но у Тele2 самые лояльные клиенты. По показателям базовых станций Tele2 проигрывает
Анализ операторов. Производственная база в России 10 МегафонБилайнМТСТеле2 Регионы присутствия +++Более 60, кроме Москвы GSM+++Нет на одном из ключевых рынков - в Москве и МО Доля БС 3G от общего числа БС 31% БС22% БС34% БСМенее 6% Фиксированная связь ++/-++ (Ростелеком) Слияние с Теле2 с Ростелекомом создало оператора с набором неоднородной производственной базы. С точки зрения GSM – основные позиции сохраняются у «большой тройки». С точки зрения потребительского спроса (низкий уровень проникновения смартфонов, платежеспособности и др.) у Теле2 есть время на поступательное развитие сетей нового поколения Слияние с Ростелекомом дает возможность реализовать лицензии как в новых регионах, так и в стандартах 3G, 4G
Анализ операторов. Финансовые показатели 11 По темпам роста EBITDA Теле2 занимает 3-ю позицию после МТС и Мегафона, опережая Вымпелком. Теле2 значительно отстает от «большой тройки» по капитальным вложениям. Теле2 добились увеличения абонентской базы в 2013 году, сохранив издержки на уровне 2012 г.
Анализ операторов. Стратегии МегафонБилайнМТСТеле2 ЦельУкрепление рыночных позиций Улучшить качество, повысить лояльность клиентов – стать «любимым оператором» Сохранение и усиление своей рыночной позиции Стать третьим оператором по числу абонентов к 2018 году География (сеть)Расширение географии присутствия Расширение географии присутствия (строительство сети + инфраструктурное партнерство) Расширение географии присутствия Расширение присутствия (строительство сети) Только начали строить сети 3G 4G в т.ч. в 14 новых регионах., в т.ч. в Москве Линейка услугРасширяют линейку услуг, стимулируя потребление трафика Увеличивают линейку услуг (например платформа с он-лайн контентом) ДистрибуцияРазвивают сеть монобрендовую сеть Развивают сеть точек обслуживания Развивают собственную монобрендовую сеть продаж Развивают сеть точек продаж ТехнологииДальнейшее повышение емкости и охвата беспроводной и магистральной сетей связи (4G, LTE) Развивают мобильную и фиксированную связь 12 Из годовых отчетов компаний Большая тройка расширяет географию присутствия, вкладывают денежные средства в строительство мощностей, разработку новых услуг
SWOT-анализ для Теле2 13 Возможности Высокий уровень проникновения сотовой связи Потенциал роста продаж смартфонов Рост спроса на высокоскоростную передачу данных Угрозы Насыщенность рынка Рост конкуренции, в т.ч. за счет отмены мобильного рабства Высокий абонентский отток Сильные стороны Наличие базы активов (фикс + подвижная связь) Высокий уровень лояльности клиентов Понятная тарифная сетка Поддержка государства Продвижение продаж смартустройств Использование инфраструктуры фиксированной связи Фокусирование на качестве для поддержки лояльности клиентов Разработка пакетов для привлечения новых клиентов Слабые стороны Слабые позиции в сегменте GSM в разрезе регионов=> неполное покрытие Неоднородность активов Небольшая собственная сеть продаж Разворачивание сетей нового поколение в т.ч. в «белых пятнах» Полный уход в фиксированную связь с развитием нового протокола передачи данных и продажи пакета услуг, включающих интернет+тв+IP телефонию
Решение 14 Поступательное развитие с наращиванием мощностей и регионов присутствия (в т.ч. реализация программы по повышению информатизации общества) Инвестиционные вложения планируются со стороны государства 270 млрд. руб. до 2018 г., в т.ч. 150 млрд. руб. в ШПД. Со стороны Теле2 инвестиции могут составить до 20 млрд. руб. в год Результатом станет увеличение числа пользователей до 20% к 2018 г., рост среднего чека. Суммарная чистая прибыль за 5 лет составит 190 млрд. рублей
Альтернатива 15 Полный уход в фиксированную связь с развитием нового протокола передачи данных и продажи пакета услуг, включающих интернет+тв+IP телефонию.