Основы дифференциальной диагностики форм первичной и вторичной речевой патологии МОУ центр «Развитие»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Многоуровневое логопедическое заключение Волкова Г.А.
Advertisements

Дифференциальная диагностика сходных состояний Дифференциация общего недоразвития речи от умственной отсталости и задержки психического развития.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РФ АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ Некоторые.
Работу выполнили: Степанова Татьяна Степанова Татьяна Семёнова Ирина Шпагина Елена Стрункин Виктор Стрункин Виктор.
Алгоритм проведения психологического обследования.
Социально-педагогические аспекты работы с детьми с ОВЗ Яговкина Л.С., доцент кафедры психологии и здоровьесбережения.
Изучением особенностей формирования речи детей с общим недоразвитием речи занимались такие ученые как В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Е.М. Мастюкова, Т.А.Ткаченко,
Логопедическое сопровождение Учитель - логопед МОУСОШ 34 г. Владимира Агафонова Татьяна Валерьевна.
Методика коррекции двигательных нарушений глухих детей младшего школьного возраста.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ- ДЕФЕКТОЛОГА Хаткевич С.В.-заместитель директора Гродненского областного ЦКРОиР.
LOGO ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ Логопедия наука о нарушениях развития речи, их преодолении и предупреждении посредством специального коррекционного обучения и.
Логопсихологическое обследование. Направления диагностическое; коррекционно-развивающее; консультативно- просветительское.
Логопедическое сопровождение Учитель - логопед Детский центр «Я и мама» Родионова Наталья Александровна.
Систематика ЗПР. 1. Сухарева Г.Е. в основу систематики ЗПР заложила этиопатогенетический принцип. интеллектуальные нарушения в связи с неблагоприятными.
Специальная психология. Нарушение развития Это физический или психический недостаток, обнаружившейся в детстве и потенциально препятствующий включению.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Развитие произвольной памяти как средство повышения эффективности логопедических занятий»
Организация коррекционно- развивающей работы психолога в детском саду.
Задержка психического развития – понятие, которое говорит о замедленном темпе психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание,
МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИОННАЯ РАБОТА Тема: психолого-педагогическое сопровождение ребенка с синдромом Дауна в дошкольных образовательных организациях.
Программы логопедической работы по преодолению речевых нарушений у детей, применяемые в МКДОУ детском саду компенсирующего вида «Родничок»
Транксрипт:

Основы дифференциальной диагностики форм первичной и вторичной речевой патологии МОУ центр «Развитие»

Методологические основы дифференциальной диагностики «Дифференциальная диагностика» – это нахождение критериев отграничения одних состояний от других нередко внешне сходных, но имеющих разную природу возникновения дефекта и требующих разных условий для их преодоления. ( М.С. Певзнер.)

Принципы дифференциальной диагностики (Л.С.Выготский) 1. Дифференциальная диагностика строится на основе сравнительного метода исследования, должен быть ряд повторных срезов, ряд симптомов, полученных в живом процессе развития. 2. Этиологическая или причинная диагностика. 3. Типологическая диагностика: по какому пути пойдёт развитие (онтогенез или дизонтогенез), анализ понятий, отражающих реальные, объективные процессы развития. – динамика последующего формирования речи. 4. Прогноз и пути коррекционно-педагогического воздействия.

Речевые расстройства Речевые расстройства различной этиологии, патогенеза и степени выраженности проявляются в картине значительного числа аномалий развития, при этом они могут выступать, как

Первичные речевые расстройства Первичное нарушение – ядро сложного симптомокомплекса, определяющего вторичные последствия (сложный речевой дефект): обнаруживается симптоматика различных форм речевой патологии как органического, так и функционального генеза. Первичная речевая патология является предметом изучения логопедии как науки, а ее преодоление- основной целью логопедического воздействия,которое опирается на апробированную методологическую основу (Р.Е.Левина, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, А.В.Ястребова и др.)

Вторичные речевые расстройства Вторичное нарушение, обусловленное первичным дефектом развития интеллектуальной,сенсорной, эмоционально-волевой, двигательной сферы: Дифференциальная диагностика при разграничении тяжёлых речевых нарушений от умственной отсталости (Р.И. Лалаева, Л.Г. Парамонова, В.Г. Петрова); Дифференциальная диагностика при разграничении тяжёлых речевых нарушений от нарушений слуха (Р.М. Боскис, Ф.А. Рау, Л.И. Тигранова, Е.Л. Черкасова), нарушения речи у детей с дефицитом функции зрения (Л.И.Солнцева); Дифференциальная диагностика при разграничении тяжёлых речевых нарушений от нарушений эмоционально-волевой сферы ( искаженный вариант психического развития) Дифференциальная диагностика при разграничении тяжёлых речевых нарушений от задержки психического развития.

Составляющий (рядоположенный) компонент в структуре сложного (комплексного) дефекта развития: Речевой дефект, отягощенный сопутствующими негрубыми нарушениями сенсорной, интеллектуальной, двигательной сферы (ОНР, дизартрия, легкий гемипарез); Два выраженных психофизических нарушения (атипичная олигофрения и ринолалия); Множественные дефекты речи (два и более), сочетающиеся в структуре сложного (комплексного) нарушения развития с иной аномалией (ДЦП, дизартрия и ОНР)

Методы психолого-педагогической диагностики детей с речевыми нарушениями Наблюдение Опрос Беседа Анкетирование Тестирование Интервью Анализ продуктов деятельности Моделирование

Методы логопедического обследования Педагогический эксперимент: - метод исследования некоторого явления в управляемых условиях. Отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом. Беседа с ребенком: - Получение информации на основе вербальной (словесной) коммуникации. Наблюдение за ребенком: - целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта Игра

Подходы к диагностике речевых нарушений Описательный («логопедическое заключение», А.Н. Корнев): - производится характеристика речевых функций и операций, которыми владеет или не владеет ребенок в соотнесении с нормой возраста; Клинико-психологический (включающий нейропсихологическое исследование): - проводится анализ всей совокупности проявлений дизонтогенеза, синдромологический анализ клинической картины с выделением ведущих лингвопатологических синдромов; Комплексный, динамический подход (Р.Е. Левина): - предполагает анализ связей, существующих между различными нарушениями, и понимание значимости этих связей для коррекционного обучения.

Особенности диагностики «безречевых детей» Оценка общего психического развития: цветовой гнозис, различение форм, предметный гнозис; мышление и способы деятельности; зрительно-эмоциональная память; произвольное внимание. Оценка игровой деятельности: действия с игрушкой, игровые действия. Оценка двигательной сферы: общая моторика, движения пальцев рук. Эмоционально-волевая и коммуникативная сферы: контактность, фон настроения, реакции на поощрение и наказание. Оценка речевой сферы: пассивный словарь. Логопедическое заключение. Особенности нервной системы: функциональная ассиметрия, скоростные характеристики деятельности.

Спасибо за внимание