МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ ВГУЭС Дисциплина Конфликтология Преподаватель: М.О. Левадняя, к. психол. наук
Межличностный конфликт – это ситуация противоречий, разногласий, столкновений между людьми. - это ситуация противостояния участников, воспринимаемая и переживаемая ими (или одним из них) как значимая психологическая проблема, требующая разрешения и вызывающая активность сторон по ее преодолению.
Подходы к пониманию межличностного конфликта Психоаналитическая интерпретация (К. Хорни) - проблемы, возникающие в отношениях человека с другими людьми, объясняются через его внутриличностные конфликты. Наличие внутреннего конфликта повышает конфликтность человека в социуме. Межличностные взаимоотношения человека определяются характером разрешения им своих внутриличностных конфликтов. Пример: человек пытается снизить силу своего внутреннего конфликта через такое псевдорешение как Самоидеализация. Чем выше самоидеализация, тем дальше человек от своего реального собственного Я, от правды о себе. Основной целью становится погоня за славой, при этом он уже не считается с другими людьми, использует их как средство для достижения своей цели.
Концепция удовлетворения потребностей (К. Левин) - межличностные конфликты есть противоречие между собственными потребностями человека и внешней вынуждающей силы. Степень серьезности межличностного конфликта определяется значимостью затрагиваемых потребностей. Пример: у подростка есть внутренняя потребность иметь пространство свободного существования. Из внешнего мира на подростка действует сила в виде власти и авторитета родителя. Такое противоречие провоцирует конфликтность подростка.
Ситуационный подход (М. Дойч) - межличностные конфликты рассматриваются в контексте конкурентной системы взаимодействия. М. Дойч выделяет шестнадцать типов межличностных отношений, из которых восемь типов относятся к конкурентному (конфликтному) взаимодействию. Пример: отношения между политическими оппонентами, разводящимися супругами, хозяином и слугой и т.д.
Причины межличностных конфликтов 1. Информационные факторы – неприемлемость информации для одной из сторон 2. Поведенческие факторы – неуместность, грубость, бестактность и т.п. 3. Факторы отношений – неудовлетворенность от взаимоотношений между сторонами 4. Ценностные факторы – противоположность принципов поведения 5. Структурные факторы – относительно стабильные объективные обстоятельства, которые трудно поддаются изменению
Сферы проявления межличностных конфликтов Коллектив (организация) – это конфликты между руководителем и подчиненным, между сотрудниками одного ранга, служебные и неслужебные конфликты. Семья – это супружеские конфликты, конфликты между родителям и детьми и между супругами и родственниками. Общество (учреждения социальной сферы; государственные учреждения; улица; общественный транспорт и т.п.) – это конфликты гражданин – общество, гражданин – чиновник
Классификация стратегий реагирования в конфликте (Автор: К.Томас) Удовлетворение интересов другого Удовлетворение своих интересов Борьба Уход Сотрудничество Приспособление Компромисс
Уход (Избегание) Это уклонение от решения проблемы, игнорирование ее, отсрочка решения, попытка переложить ответственность за решение на другого. Стиль избегания означает, что человек не отстаивает свои права, ни с кем не сотрудничает для выработки решения. При этом проблема может разрешиться сама собой, остынет накал эмоций. Либо проблема может усугубиться, появится дефицит времени в ее решении.
Приспособление (Уступка) - это приспособление к требованиям другой стороны в ущерб собственным интересам. Это попытка сохранить долговременные отношения. В отличие от избегания, при этом стиле имеет место участие в ситуации и согласие делать то, чего хочет другой. При этом весь негатив держится в себе, накапливается, ведет к развитию стресса.
Борьба (Соперничество) Это удовлетворение собственных интересов в ущерб интересам других, часто с использованием давления и принуждения. Человек, использующий стиль соперничества, активен и предпочитает идти к разрешению конфликта собственным путем. Он не заинтересован в сотрудничестве с другими и достигает цели, используя свои волевые качества.
Компромисс - это урегулирование разногласий через взаимные уступки. - Способность к компромиссу высоко ценится в управленческих ситуациях. - При этом один уступает в чем-то, другой тоже, в результате появляется возможность прийти к общему решению. - Однако истинные причины конфликта не всегда устраняются, а вырабатывается решение, удовлетворяющее сиюминутные интересы обеих сторон.
Сотрудничество - это удовлетворение интересов сторон и совместный поиск новых способов решения. Данный стиль – это признание различия во мнениях и готовность ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и совместно выработать решение, удовлетворяющее интересы всех сторон.
Ситуационные факторы, влияющие на выбор стратегии Оценка участниками конфликта своих шансов для достижения своих целей Статус участника конфликта Наличие временного ресурса
Личностные факторы, влияющие на выбор стратегии Ориентированность участников конфликта на свои или чужие интересы или на интересы дела Преобладающий тип отношения к окружающим Наличие определенных акцентуаций характера
Нормативные регуляторы конфликтного взаимодействия проявляются: в стремлении участников конфликта к нормативному обоснованию своих позиций и действий; в существовании правил конфликтного взаимодействия; в существовании культурных и этических норм конфликтного взаимодействия.
Четыре этапа управления межличностным конфликтом 1. Прогнозирование конфликта. Отбор кандидатов при приеме на работу. Изучение индивидуальных особенностей сотрудников, формирование команд. Официальность или ограничение отношений. 2. Предупреждение конфликта. Нейтрализация причин и факторов назревающего конфликта. Беседы, разъяснения. Изменение условий труда, перевод конфликтующих в разные подразделения.
3. Регулирование конфликта. Побудить стороны признать наличие конфликта, требовать соблюдения корректности во взаимоотношениях, не допустить разрастания числа участников конфликта. 4. Разрешение конфликта. Выбор наиболее оптимальной стратегии разрешения конфликта. Упор на конструктивные последствия конфликта. Минимизация деструктивных последствий.