ГУ « Средняя школа 19» Тема самообразования : « Формирование навыков самостоятельной деятельности на уроках географии » Учитель географии : Мустафина Индира Дулатовна
O Научно - технический прогресс диктует определенные требования к человеку XXI века : он должен быть не просто созидателем, а созидателем творческим и интеллектуально развитым. O Воспитанием и становлением такого человека занимается современная школа, где по мере возможностей реализуются принципы индивидуального подхода к учащимся. O Именно в процессе самостоятельной работы лучше всего формируется культура умственного труда учеников, а так же развиваются их творческие способности.
Методические ресурсы Формы Приемы Содержание Технологии Методы
Приемы и методыРезультат, следствие Постановка проблемных вопросов и обсуждение с учащимися перед изучением новой темы До изучения темы учащиеся получают ответы на вопросы: -что будем изучать? – какова сущность явления? – какие неразрешенные вопросы есть в изучении данного вопроса? Уроки – семинары, где учащиеся выступают с сообщениями по заданной теме, а одноклассники задают выступающему вопросы. Творческий подход при подготовке сообщений. Развитие навыков выступления перед аудиторией. Развитие умения правильно формулировать вопросы.. «Географическая дуэль» - соревнование на быстроту нахождения географических объектов на карте Стремление выиграть повышает интерес к изучению географических карт, способствует зрительному восприятию и запоминанию названий и положения географических объектов на карте Защита рефератов Развитие умений по самостоятельной работе с источниками географических знаний – картами, учебниками, дополнительной литературой. Развитие умений выступать перед аудиторией, отстаивать свою точку зрения. Уроки-викторины, уроки-конкурсы Учащиеся заранее получают тему для подготовки к викторине или уроку-конкурсу, что способствует более тщательному самостоятельному изучению темы учащимися и получению новых сведений из дополнительной литературы Контроль знаний Проведение практических работ с использование раздаточных материалов включающих схемы, таблицы, диаграммы способствует развитию образного мышления и концентрации внимания, приучает к самостоятельности при решении тестов и задач
Прием создания проблемной ситуации Позволяет не только сформировать у учащихся необходимую систему знаний, умений и навыков, достигать высокого уровня развития школьников, но и позволяет сформировать особый стиль умственной деятельности, исследовательскую активность и самостоятельность учащихся. Почему в пустыне Намиб, расположенной на побережье океана, осадков выпадает меньше, чем в самых сухих районах Сахары ? Представьте, что остров Мадагаскар сместился на 30 градусов к югу. Как изменится в этом случае климат столицы острова ?
Прием «Создай карту» Учащимся предлагается создать карту, имея контур материка и основные географические объекты. Атлантический океан Средиземное мореКрасное море Остров Мадагаскар Мозамбикский пролив Мыс Бен - Сека экватор Мыс Альмади Мыс Рас - Хафун Мыс ИгольныйНулевой меридиан Северный тропик Южный тропик Гвинейский залив Индийский океан
Самостоятельность активизируют учебно- познавательную деятельность учащихся: Получение информации Практическое применение информации Проверка полученных знаний
Эффективность использования самостоятельной деятельности учащихся «Почаще бы проводились уроки с ИКТ «Я увидел то, что никогда не видел!…» «Интересно! Все понятно! Классно!…»
География без применения наглядности и занимательности и география с применением их – это две совершенно различные вещи: насколько первая для школьного возраста скучна и трудна, настолько же вторая интересна и увлекательна. Н.Н. Баранский