Урок 21 Тема: «Опасный путь преступной жизни»
Подростковый возраст – один из самых активных периодов в жизни человека. Именно в этом возрасте молодые люди пытливы, стремятся к преобразованиям, творчеству. Подчас подростки излишне уверены в себе, им кажется, что они все смогут, самостоятельно справятся со всеми трудностями. Однако жизненного опыта явно не хватает. Кроме того, подростки не умеют контролировать свои эмоции, свои поступки приводят к печальным последствиям. И тогда появляются такие страшные строчки: «В местах лишения свободы – это не жизнь, это необъяснимое ощущение. Здесь очень трудно. Мои первые впечатления – это показалась смерть, очень страшно, очень. Эта жизнь не светлая, а черная, и мне в ней страшно». Что же собой представляет путь преступной жизни? Можно ли его избежать? Поговорим об этом на нашем уроке.
Цели и задачи: Понимать: античеловеческую сущность преступной деятельности; сложность и спорность проблемы наказания несовершеннолетних подростков. Знать: термины и понятия «преступление», «право», «проступок»; причины, которые ведут к преступной деятельности; правила поведения при встрече с милицией. Уметь: давать характеристику проступку и преступлению; определять и анализировать факторы, вызывающие эти проблемы; высказывать суждения на обществоведческие темы; работать в группе, доказывать свою точку зрения, выступать публично; осмысливать теоретический материал, решать познавательные и проблемные задания. Отношения, ценности, внутренние установки: дать оценку и выразить свое отношение к опасному пути преступной жизни; объяснять поведение людей с точки зрения обществознания и психологии.
План урока: 1. Преступление. 2. Почему люди становятся преступниками? 3. Юридический возраст, при котором наступления уголовная ответственность. 4. Наказания, предусмотренные за преступления, совершенные несовершеннолетними. 5. Правила, которые следует соблюдать при встрече с правоохранительными органами.
Введение в новый материал «Уголовить – ограбить, разорить», «головник» – «убийца» – эти слова из времен Русской правды говорят сами за себя. Уже одно наименование уголовной отрасли затрагивает самые больные стороны жизни общества, за которые наступают самые суровые меры принуждения. Так ли это? Сохраняется ли первоначально изложенный в первых правовых документах смысл особо опасной деятельности человека? Рассмотрим эти вопросы на уроке.
Задание: Какие ассоциации возникают у вас при слове «преступление»?
Запомните! Давайте познакомимся со ст. 14 УК РФ Статья 14. Понятие преступления. Преступлением признается совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Кодексом под угрозой наказания. Не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности, то есть не причинившее вреда и не создавшее угрозы причинения вреда личности, обществу или государству.
Задание: попробуйте с помощью схемы выделить основные черты преступления. Преступление Общественно опасное деяние Виновное деяние Наказуемое деяние Противоправное деяние
2. Почему люди становятся преступниками? О том, почему человек совершает противоправные поступки, люди стали задумываться очень давно. Так Ламброзо вывел теорию о том, что по внешним признакам человека можно определить преступные признаки. Например, маленький лоб, узкие глаза свидетельствуют о том, что этот человек является потенциальным преступником. А как вы считаете, какие причины приводят людей к преступлению?
Возможные мотивы: Ограниченность интересов Агрессивность Негативные черты личного опыта Отсутствие чувства ответственности Искаженное представление о том, «что такое хорошо, что такое плохо» Признание возможности использовать антиобщественные способы для удовлетворения своих потребностей и интересов
3. Юридический возраст, при котором наступает уголовная ответственность С какого же возраста и за что наступает уголовная ответственность? Задание: работая с параграфом 19, заполните таблицу. ВозрастПреступления С 16 лет С 14 лет
4. Наказания, предусмотренные за преступления, совершенные несовершеннолетними Какие же виды наказания назначаются несовершеннолетним? Внимательно посмотрите на приведенную схему: Виды наказаний для несовершеннолетних Обязательные работы Исправительные работы Штраф Лишение права заниматься определенной деятельностью Лишение свободы на определенный срок Арест
Запомните! При назначении наказания несовершеннолетнему учитываются: Условия его жизни Условия его воспитания Уровень психического развития Особенности личности несовершеннолетнего Степень влияния на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц В современных условиях следствие и прокуратура стараются учитывать следующие факты: впервые ли было совершено преступление небольшой или средней тяжести возможно ли его исправление путем применения принудительных мер воспитательного воздействия
Какие же меры воспитательного воздействия применяют в отношении несовершеннолетних? Посмотрите на схему: Меры воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних Предупреждение Возложение обязанности загладить причиненный вред Передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо спецгосоргана Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего
Задание: в в в внимательно изучите таблицу. Случаи возникновения вины УмышленноПо неосторожности Когда правонарушитель осознает общественно опасный, вредный характер своих действий и их результатов Преступная самонадеянность: правонарушитель понимает и предвидит возможную опасность своих действий легкомысленно полагает, что сумеет ее избежать Прямой умысел – желает их наступления Косвенный умысел – допускает, что они наступят Преступная небрежность: правонарушитель не предвидит вредных последствий, но обязан предвидеть
Задание: Но иногда молодые люди, не задумываясь о последствиях своих шалостей, попадают в сложные ситуации. Например, кто-то пошутил и позвонил в милицию с сообщением о бомбе, которая якобы заложена в здании школы. Предугадайте, как будут разворачиваться события? Какое наказание наступит в результате подобных действий?
Задумаемся… Существуют и проступки, которые и не такие опасные, но совершать их запрещено, и об этом сказано в законе. Приведите примеры подобных проступков. И наоборот, есть преступления, за которые судят намного строже, чем за обычные преступления. Так наказываются групповые преступления. Как вы думаете, почему?
5. Правила, которые следует соблюдать при встрече с правоохранительными органами Мы знаем, что правоохранительные органы страны призваны обеспечивать защиту права, порядка, безопасности в стране. Поэтому любой человек, в том числе и несовершеннолетний, может быть задержан сотрудниками милиции для выяснения их личности. Задание: работая с материалом 19 параграфа, составьте Памятку «Как вести себя при задержании».
ПАМЯТКА 1. С собой необходимо носить записную книжку с номерами телефонов родителей, родственников, которым следует немедленно сообщить о том, что произошло. 2. Каждый человек имеет право на защиту, а потому с момента задержания можно пригласить адвоката. 3. Несовершеннолетние дают объяснения только в присутствии своих законных представителей, а потому до их приезда можно молчать и ничего не рассказывать, за исключением данных о себе (Ф.И.О., место проживания). 4. При личном досмотре, который может осуществляться при задержании, должны присутствовать посторонние люди – понятые. При личном досмотре сразу составляется протокол. 5. Нельзя никогда подписывать незаполненный протокол задержания. 6. Задержанный имеет право подавать жалобы на действия тех, кто произвел задержание. 7. При задержании следует вести себя вежливо, подчиняться законным требованиям сотрудников правоохранительных органов.
Подведение итогов Почему люди становятся преступниками? Какие наказания предусмотрены за преступления, совершенные несовершеннолетними? Как вы понимаете утверждение: «Незнание законов не освобождает от ответственности»? Справедливо ли это, по вашему мнению?
Домашнее задание: Выучить 19 параграф и выполнить разноуровневые задания: 1 вариант: нарисовать портрет несовершеннолетнего преступника. 2 вариант: приведите из литературных произведений или фильмов примеры совершения преступлений. Проанализируйте. Почему человек совершил преступные действия? Был ли другой выход из ситуации? 3 вариант: напишите эссе на тему «Закон суров, но это закон».
Желаю успеха!