Урок 4 Тема: «Быть взрослым»
Цели и задачи: Понимать: значение процесса взросления в процессе формирования личности подростка; противоречивость процесса взросления. Знать: термины и понятия «взросление», «альтруизм»; противоречивость процесса взросления; современные трактовки психологической науки о воспитании и взрослении подростков. Уметь: давать характеристику подростка; определять факторы социальной среды, влияющие на взросление подростков; высказывать суждения на обществоведческие темы; работать в группе, доказывать свою точку зрения, выступать публично; осмысливать теоретический материал, решать познавательные и проблемные задания. Отношения, ценности, внутренние установки: дать оценку и выразить свое отношение к роли и влиянию процесса взросления на формирование личности подростка; объяснять поведение людей с точки зрения обществознания и психологии.
План урока: 1. Взросление. 2. Отличия подростков от взрослых и детей. 3. Суть и противоречивость подросткового возраста. 4. Особенности процесса воспитания в период взросления.
Введение в новый материал Хотели ли бы вы быстрее стать взрослыми? Почему? Легко ли быть взрослыми?
Проблемное задание: По окончании урока каждый из вас должен определиться в своем отношении к процессу взросления и продолжить фразы: - «Я хочу быть взрослым, потому что…» - «Я не тороплюсь стать взрослым, так как…»
1. Взросление Какое определение вы бы дали понятию «взросление»? Как вы считаете, в чем выражается процесс взросления?
Процесс взросления выражается в Физических изменениях Поведенческих изменениях Психологических изменениях Отношение к окружающему миру Отношение к родителям Отношение к сверстникам
Поскольку подростки стремятся быстрее попасть в мир взрослых людей, они частично принимают идеи, ценности и идеалы взрослых. В чем это выражается? Постепенно подростки начинают считать себя равными взрослым и судить их той же меркой, что и своих друзей. Ведут «взрослые разговоры» на запретные темы. Мальчики соревнуются в физической силе с отцами, стараясь побороть их.
Задание: Как вы думаете, подростки в этот период действуют осознанно? Проявление подражательства Взрослый макияж у девочек Подражание походке Азартные игры и т.д. Курение
Задание: Как вы думаете, подражательство подростков в процессе взросления – это явление позитивное или негативное? Свой ответ аргументируйте.
2. Отличия подростков от взрослых и детей 2. Отличия подростков от взрослых и детей Ученые установили, что черты отличия подростков от других возрастов одни, а их отличия от мира взрослых, – совершенно другие. Задание: работая с текстом § 3, заполните таблицу: Отличия от мира взрослых Отличия от мира сверстников
3. Суть и противоречивость подросткового возраста Противоречивость подросткового периода Чрезвычайно сконцентрированы на самих себе Способны на проявление альтруизма Внимание легко переключается с предмета на предмет Могут сидеть часами, сосредоточившись на том, что им действительно интересно Сосредоточены и непоследовательны, осторожны и предусмотрительны Открыты, легковерны Кажутся бесчувственнымиДемонстрируют любовь и готовность самопожертвования Могут не верить взрослымИ больше, чем надо, доверять ровесникам ОптимистыПессимисты
Задание: Авторы выделяют на страницах учебника, что подростковый период – это возраст контрастов, перемен и экспериментирования и роста. В чем вы видите причины существования подобных контрастов?
Вечные вопросы подростков КТО Я?ЗАЧЕМ Я? Таким образом, подросток пытается разобраться в себе и в окружающем мире Особенности моральных оценок взрослых, окружающего мира, самих себя Категоричность, максимализм Осуждение мира взрослых за то, что не смогли создать справедливого общества Превращаются в бунтарей-идеалистов Оценивают с позиции желаемого или идеального
Подведем итоги… Итак, подростковый возраст – это возраст контрастов, это испытание, которое необходимо достойно пройти и справиться с теми трудностями, которые подстерегают подростков.
4. Особенности процесса воспитания в период взросления Мы пришли к выводу, что подростковый возраст – это испытание. Пройти его в одиночку не удается. Поэтому рядом должен быть наставник-взрослый. Как вы думаете, что может дать подростку наставник-взрослый?
Задание: работая с текстом учебника и дополнительным материалом, ответьте на следующие вопросы: - Отличаются ли методы воспитания подростка и ребенка? - Дайте характеристику и проанализируйте систему воспитания в примитивных обществах. - Сравните систему воспитания на островах Самоа в Полинезии с европейской системой. - Используя материал учебника и дополнительный материал, охарактеризуйте и проанализируйте систему воспитания в Англии. - Как происходит процесс взросления у австралийских аборигенов? - Какие советы дают психологи и астрологи для повышения эффективности процесса воспитания?
Подведение итогов занятия Составьте обобщенную характеристику подростка. Какие самые яркие черты необходимо назвать? - Определите смысл понятия «взрослость». - Какие признаки взрослости вы можете перечислить? Проверка проблемного задания: Продолжите фразы: «Я хочу стать взрослым, потому что…» «Я не тороплюсь стать взрослым, так как…»
Домашнее задание: Выучить § 3 и выполнить разноуровневые задания: 1 вариант: проведите социологический опрос среди сверстников, ответьте на следующий вопрос: Какие условия жизни влияют на личность подростка? Выстройте диаграмму результатов исследования. 2 вариант: согласны ли вы с утверждением: «Современные подростки стали менее приспособленными к жизни»? Попробуйте доказать свое мнение. 3 вариант: создайте учебный проект «Что может сделать общество, чтобы помочь подросткам быстрее взрослеть и легче преодолевать разрыв между детством и зрелостью».
Желаю удачи!