Урок 5 Тема: «Физические изменения у подростков»
Одна девушка спросила своего друга: - Хороша ли я? Он ответил: - Конечно, хороша. Чудо как хороша! - Ты всегда так отвечаешь, - ответила девушка. - Просто, спрашивая о своей внешности, ты как бы смотришься в зеркало и я отвечаю тебе от имени зеркала. - Ты льстишь мне? - Нет, конечно! Так и есть - ты очень хороша. Если что-то будет не так, я деликатно тебе намекну. - Тебе нравится роль зеркала? - Не очень. Когда ты спросишь меня "Умна ли я?", "Добра ли я?", "Любима ли я?", я отвечу как есть. Вопросы к классу: О чем притча? Какое отношение она имеет к нашему уроку?
Цель и задачи: Понимать: значение процесса физических изменений для формирования личности подростка; уникальность своих внешних данных, подчеркивающих индивидуальность человека. Знать: термины и понятия «самооценка», «комплекс неполноценности», «динамизм»; факторы, влияющие на физические изменения подростка; современные трактовки психологической науки о физических изменениях подростков. Уметь: давать характеристику физическим изменениям, происходящих в подростковом возрасте; принимать и анализировать свои внешние данные; высказывать суждения на обществоведческие темы; работать в группе, доказывать свою точку зрения, выступать публично; осмысливать теоретический материал, решать познавательные и проблемные задания. Отношения, ценности, внутренние установки: дать оценку и выразить свое отношение к роли и влиянию физических изменений на формирование личности подростка; объяснять поведение людей с точки зрения обществознания и психологии.
План урока: 1. Физические изменения в подростковом возрасте. 2. Внешняя привлекательность. 3. Телосложение подростков. 4. Неравномерность развития подростков.
Если вы спросите подростка, что ему не нравится больше всего в себе, восемь человек из десяти скажут, что они недовольны какой- нибудь деталью своей внешности. Они также уверены, что не нравятся представителям противоположного пола. Насколько серьезны названные проблемы для подростка? Возможно ли решение этих проблем? Поговорим об этом на нашем уроке.
1. Физические изменения в подростковом возрасте Задание: работая с текстом § 4, исследуйте и дайте характеристику тем физическим изменениям, которые происходят в подростковом возрасте. Вопросы к классу: - Что относится к одним из первых и наиболее заметных изменений в юности? - Проанализируйте данные статистики разных лет и сделайте выводы. - Как изменился показатель половой зрелости современного подростка по сравнению с предыдущими периодами? - Охарактеризуйте происходящие изменения в росте у мальчиков и у девочек. - Какие факторы, по мнению современной науки, способствуют росту человека? - Приведите примеры, подтверждающие данные выводы. - Какую тенденцию в отношении процесса роста отмечают ученые? Приведите данные, подтверждающие этот вывод.
2. Внешняя привлекательность Скажите, насколько актуальна для подростка проблема внешней привлекательности? Задание: выскажите предположения о том, какую роль играет внешняя привлекательность для подростка.
Внешняя привлекательность влияет на самооценку подростка оценку подростка друзьями и знакомыми оценка самого себя своей внешности оценка внутреннего мира Самооценка бывает: Высокой Средней Низкой «По одежке встречают…» Внешне привлекательные вызывают Внешне непривлекательные становятся стеснительными замкнутыми раздражительными возникает комплекс неполноценности положительное отношение к себе чуткий умныйпреуспевающий Легко выстраивает межличностные отношения Тяжело выстраиваются межличностные отношения
Задумаемся… А что если действительно природа не наделила нас чертами классической красоты? Это трагедия, которую нельзя пережить?
3. Телосложение подростков Три типа телосложения Первый тип Это высокая, худая, костлявая фигура, напоминающая телосложение баскетболиста Третий тип Круглые, рыхлые, толстые и тяжелые туловище и конечности, телосложение борца Второй тип Плотное, крепкое мускулистое тело, широкие плечи и конечности средней длины, телосложение сильного и выносливого атлета
Задание: представьте себе, что над вашим другом издеваются (оскорбительные шутки, неприятные замечания насчет его физических недостатков и др.) одноклассники или ровесники. Он пришел к выводу: «Да, это правда! Я – неудачник! Люди смеются надо мной! Куда мне деваться?» Что бы вы посоветовали? Как успокоили бы?
4. Неравномерность развития подростков Задание: работая с текстом § 4, исследуйте и проанализируйте проблемы, которые возникают у подростков в связи с неравномерностью развития. Вопросы к классу: - Как сказывается на мальчиках раннее созревание? - Создайте портрет рано созревшего мальчика. - Какие преимущества дает таким подросткам раннее взросление? - Как относится общество к подросткам, которые рано созрели? - Вправе ли общество требовать взрослого поведения от тех, кто только внешне является взрослым? - Какие отрицательные моменты приносит подросткам раннее развитие? - Как ощущают себя поздно созревающие мальчики? - Создайте портрет поздно созревающего подростка. - Как обычно ведут себя такие подростки?
Рано созревший Положительная самооценка Становятся лидерами Пытаются строить отношения со взрослыми на равных Повышенное внимание к девочкам Мало времени на развлечения Выглядят старше своих лет
Поздно созревший Комплекс неполноценности Унижают и высмеивают других Любят командовать Испытывают внутреннее напряжение Непопулярны среди сверстников Интерес к самообразованию Главная задача: привлечь внимание Беспокойны Обидчивы Застенчивы
Задание: Вы изучали Античность и знакомы с системой воспитания спартанцев. Как вы думаете, может быть, в наше время, когда не хватает физических нагрузок и подвижности, нам необходим метод спартанцев?
Подведение итогов занятия Сократ заметил как-то молодым людям: если они видят себя в зеркале красивыми, не следует разрушать эту красоту безобразным поведением и неблаговидными поступками. Тот же, кто видит себя в зеркале некрасивым, должен стремиться исправить недостатки природы прилежанием и разумом. Согласны ли вы с мнением Сократа?
Домашнее задание: Выучить § 4 и выполнить разноуровневые задания: 1 вариант: ответьте на следующий вопрос. Очень часто подростки хотят изменить внешность. Как вы это можете объяснить? Ответ аргументируйте. 2 вариант: составьте список полезных советов на тему «Как можно улучшить свою внешность в подростковом возрасте?» 3 вариант: составьте пять аргументов в пользу следующего суждения: «Важно научиться принимать свою внешность».
Желаю удачи!