Урок 10 Тема: «Лидер и его качества»
Кто-то из учеников стал расхваливать известного религиозного лидера. Мастер оставался безучастным. Позже он сказал: - Если человек использует свою власть над другими, это не религиозный лидер. - В чем тогда задача религиозного лидера? - Вдохновлять, а не руководить. Будить, а не принуждать. Вопросы к классу: О чем притча? Какое отношение она имеет к нашему уроку?
Цели и задачи: Понимать: значение лидерства в процессе формировании личности подростка; противоречивость влияния лидерства на процесс социализации подростка. Знать: термины и понятия «лидер», «талант», «харизма»; сущность методов в борьбе за лидерство; современные трактовки психологической науки о влиянии лидерства на поведение подростков. Уметь: характеризовать лидера; определять факторы социальной среды, влияющие на формирование лидерства; высказывать суждения на обществоведческие темы; работать в группе, доказывать свою точку зрения, выступать публично; осмысливать теоретический материал, решать познавательные и проблемные задания. Отношения, ценности, внутренние установки: дать оценку и выразить свое отношение к роли и влиянию лидеров на формирование подростка; объяснять поведение людей с точки зрения обществознания и психологии.
План урока: 1. Понятие «лидер». 2. Качества лидера. 3. Практическая часть.
1. Понятие «лидер» Лидер вырвавшийся вперёд на соревнованиях кому верит большинство людей кто успешен в жизни кто умеет организовать людей кто имеет популярность в какой-то группе лидер государства Но, в первую очередь, ЛИДЕР – это человек, который научился контролировать, мотивировать и направлять самого себя для выполнения своих целей и задач
Задание: на схеме представлены три подхода к понятию «лидер». Познакомьтесь с ними и прокомментируйте. Теории лидерства «Теория черт» (иногда называется «харизматической теорией») – лидером может быть лишь такой человек, который обладает определенным набором личностных качеств Системная теория лидерства, согласно которой лидерство рассматривается как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер – как субъект управления этим процессом «Ситуационная теория лидерства» утверждает, что эффективность лидера зависит как от того, насколько данный лидер ориентирован на задачу или на отношения, так и от того, в какой степени лидер контролирует группу и реализует свое влияние на нее
2. Качества лидера Задание: какие же качества личности вам представляются самыми важными?
Личность воображение талант притяжение знание жестокость решимость
К данному списку можно прибавить еще множество качеств, но есть, по крайней мере, два качества, которые являются крайне необходимыми для лидера. Это: умение ярко говорить самому; умение слушать, когда говорят другие. Задание: исследуем эти качества, разбившись на две творческие группы: Первая группа, работая с текстом учебника, характеризует и анализирует умение лидера ярко и красиво говорить. Вторая группа, работая с текстом учебника, характеризует и анализирует умение лидера внимательно слушать.
Вопросы для первой группы: Как относились к искусству общения в разные исторические времена? Приведите пример ответственного отношения к ораторскому искусству в древности. Почему так важно было овладеть ораторским искусством? Как относятся к данному умению в наши дни? Почему? Можно ли овладеть этим искусством? Какие правила при этом следует соблюдать?
Вопросы для второй группы: Дайте характеристику процессу общения. Как вы понимаете смысл фразы: «Слушать означает больше, чем просто слышать»? Сформулируйте правила правильного слушания. Сформулируйте определение понятие «слушание». В чем его сущность? Приведите примеры.
Делаем выводы… Лидерство – явление сложное и неоднозначное. Лидер может вести коллектив как к высоким, так и низким целям. Лидер всегда обладает властью, а власть, как говорят, портит людей. Властолюбивый лидер в зависимой группе может превратиться в тирана. Быть лидером сложно. Коллектив требователен к лидеру. Лидерство – это большая ответственность. В то же время роль лидера многому учит человека, обогащает его эмоционально и нравственно, развивает деловые качества.
3. Лидерство в классе Задание: посмотрите на таблицу: ФункцияСущность Эмоциональный лидер Деловые лидеры Абсолютный лидер
Проблемный вопрос: Кто и как создает лидера в классном коллективе? Свой ответ обоснуйте.
Делаем выводы… Итак, мы пришли к выводу, что лидера создают: коллектив, совместные дела. А о чем говорит факт отсутствия лидера в классе?
Подведение итогов занятия Итак, как вы понимаете смысл понятия «лидер»? Как связаны между собой понятия «лидер» и «ответственность»?
Домашнее задание: Выучить § 9 и выполнить разноуровневые задания: 1 вариант: заполните таблицу «Черты лидерства». 2 вариант: ответьте на вопрос, почему люди стремятся к лидерству? Попробуйте доказать свое мнение. 3 вариант: согласны ли вы с утверждением: «Лидером может быть только человек с сильным характером»?
Желаю удачи!