Цели и задачи урока: Образовательная: познакомить с многообразием растений родного края, основными экогруппами (растения леса, степи, поля, луга); сформировать представление о причинах разнообразия растительных сообществ – взаимосвязи растительного мира с климатом, рельефом, почвами, водами; узнать о растениях занесённых в Красную книгу; выявить значимость растений для хозяйственной деятельности человека; Развивающая: развивать умения и навыки по изучению природы родного края; умения работать с атласом, картой, учебником; прививать развитие познавательного интереса к школьному краеведению; Воспитательная: воспитывать дисциплинированность, ответственность, бережное отношение и любовь к природе родного края.
Факторы влияющие на растительность Климат почвы рельеф (тепло и влага) деятельность грунтовые воды человека
Леса Лесами наша область небогата. Только на северо- западе области, в Железногорском и Дмитриевском районах, леса занимают 13 – 14% площади. На остальной же части области лесистость составляет 6 – 7, а в юго-восточных – всего 1 – 2%.
В области отдельными островками распространены дубравы: по крутым берегам речных долин (нагорные дубравы), в поймах (пойменные дубравы), в оврагах и балках (байрачные леса).
Травянистый покров дубрав одуванчик лекарственный медуница примула лесная грибы ландыш майский
Работа с гербарием: Найдите среди гербариев, растения дубрав. Покажите и зачитайте названия.
Сосновые леса Естественные сосновые леса встречаются лишь на крайнем северо-западе области, в урочище Обжи. Но по песчаным террасам Сейма, Свапы и Псла растут прекрасные сосновые леса, насаженные человеком. Особенно много их в Льговском (Банищанские леса), Кореневском (Краснооктябрьский лес) и Беловском (урочище Песчаное) районах.
Работа с гербарием: Какие лишайники встречаются в сосновых лесах? (найти и сказать)
Лесополосы Лесополосы состоят из различных древесных пород: вяза, тополя, шиповника, жёлтой акации, лоха серебристого, берёзы.
На поймах, где почва сильно увлажнена, растут леса или кустарниковые заросли, состоящие из ольхи клейкой и различных видов ив – ольшаники и ивняки. В высоких ольховых лесах всегда сыро и душно Ивняки создают непроходимые заросли по берегам рек
Растительность лугов, озёр, рек, прудов, болот аир обыкновенный
Задание: пользуясь атласом Курской области стр.19, на контурной карте отметьте карандашами разных цветов «островки» дубовых, сосновых, ольховых лесов.
Степи. В зависимости от времени года в степи одни растения сменяются другими.
Заповедник им. В.В. Алёхина На двух участках целинной степи располагается Центрально-Чернозёмный заповедник им. В.В. Алёхина. Первый его участок – Стрелецкая степь находится в 20 км к югу от Курска, по дороге на Обоянь. На побережье р. Млодати в Обоянском районе расположен второй участок – Казацкая степь – с примыкающим к ней Казацким лесом.
Задание: Нанесите на контурную карту степные участки Центрально-Чернозёмного заповедника им. В.В. Алёхина
Красная книга растений области В настоящее время на территории области около 200 видов флоры являются редкими, более 60 видов - охраняемыми
Задание: Пользуясь атласом и учебником на стр. 66 – 68, запишите в тетрадь по 5 растений, занесённых в Красную книгу области.
Культурная и сорно-полевая растительность
Растения в жизни человека и его хозяйственной деятельности
Закрепление изученного материала Вопросы: Какие растительные сообщества встречаются на территории Курской области? Перечислите ярусность дубрав. В каком году был создан Центрально- Чернозёмный заповедник? Кто был основателем этого заповедника? Пользуясь своими записями в тетради назовите растения, занесённые в Красную книгу Курской области. Каково значение растений?
Домашнее задание Повторить изученный материал урока в учебнике «География Курской области» на стр. 57 – 69, ответить устно на вопрос 4, на стр. 69; Подготовить по 10 вопросов (загадки) о растениях.