ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Одни ученики находятся в « ситуации успеха». Это, по мнению психологов, ситуация, в которой действия, совершаемые учащимся во время учебного процесса, приводят его к чувству удовлетворения. Ученик рад своим достижениям, гордится результатами своего труда, что в свою очередь ведёт к самоуважению, к дальнейшему развитию личности. Успех вызывает у человека желание действовать, утвердить себя, получить высокую оценку результатов своего труда. Ситуация успеха вызывает положительные эмоции, снижает утомляемость и вероятность возникновения стресса, предупреждает неврологические реакции у детей. У таких учеников всегда есть уверенность в своих силах и надежда на успех. Учащихся, которые обучаются в ситуации успеха, насчитывается примерно 30%. Это наши отличники и хорошисты.
Большая часть остальных учащихся находится в «ситуации избегания неудач». У таких детей нет надежды на успех. Их главная задача не учебный труд, они стремятся избежать неприятностей : осуждения учителя, наказания родителей, боятся упасть в глазах своих одноклассников, боятся получить удар по собственному самолюбию. Учитель пытается вовлечь их в учебный процесс, а в ответ наблюдает следующие реакции : безынициативность ; отчуждение учебной деятельности ; отторжение всего, что связано с учебной деятельностью ; снижение значимости учебной деятельности ;
Методы здоровьесберегающих технологий
1) метод рационального планирования включает: планирование разных видов деятельности ( отсутствие однообразия, монотонности, частая смена видов деятельности, методов и приёмов ); учёт времени для отдельных заданий ; правильное чередование видов работ на уроке ( учитывать постепенное снятие языковых трудностей ); использование речевой разминки (Warming up); рациональный объём домашнего задания ; рациональное использование компьютерных технологий в учебной деятельности.
2) метод позитивной психологической поддержки: (создание психологически комфортной среды на уроке) правильный настрой учащихся в начале урока ; совместная постановка учебных задач с целью пробудить желание узнать новое по данной проблеме ( англичане говорят : Well begun – half done); формирование чувства успешности ; улыбка, доброжелательный тон учителя ; поддержка учащегося во время ответа жестом, кивком головы, мимикой, словом ; похвала, поощрение за старание ; оценивание, при котором оценивается процесс деятельности более, чем ее результат.
3) метод учёта индивидуальных особенностей и дифференцированного подхода к учащимся с разными возможностями : использование индивидуальных, парных и групповых форм учебной деятельности; дифференцированные домашние задания; дифференцированное тестирование; использование элемента уровневого обучения;
4) метод сохранения должного уровня мотивации к изучению английского языка: использование игровых методик ; использование занимательных элементов ; учёт возрастных особенностей при выборе рабочего материала ; использование материала, содержащего информацию местного характера ( местный компонент ); организация самостоятельной творческой деятельности учащихся ; использование проектной деятельности ; использование наглядности ; использование компьютерных технологий.
5) метод эмоциональной разгрузки: применение упражнений, способствующих появлению положительных эмоций у учащихся ; « завуалированный » контроль полученных знаний и умений ; использование музыкальных пауз, разучивание песен, стихотворений, рифмовок, поговорок, пословиц с целью релаксации ;
6) метод применения видов деятельности, способствующих двигательной активности учащихся для снятия зрительного утомления и мышечного напряжения. физкультминутки ( упражнения для кистей рук, глаз, корректирующие осанку, дыхательные ); подвижные игры ; зарядка для глаз ; стихи, песни, рифмовки с движениями, шутки.
7) метод педагогического сотрудничества, основанный на наличии контакта учителя с учениками на 2-х уровнях ( Учитель - отдельный ученик и Учитель – группа учеников ) эмоциональное сопереживание учебной ситуации учителем и учащимися ; мыслительное содействие, т. е. включение в одну и ту же мыслительную деятельность по рассмотрению проблем и решению определённых задач ; искреннее уважение друг к другу, симпатию и толерантность ;
8) метод пропаганды здорового образа жизни: использование на уроке упражнений типа « PROS and CONS», ADVANTAGES, EXPRESS YOUR OPINION, «WHAT WOULD YOU PREFER?» и им подобных во всех рассматриваемых темах.