Тема «дна» и его обитателей в пьесе М.Горького «На дне»)
Я готов поссориться с действительностью во имя человека, который мне дороже всего, выше всего. М. Горький
Вопросы к уроку: Как вы думаете, почему в условиях назревающей революции Горький вновь обращается к теме босяков? Как вы думаете, почему в условиях назревающей революции Горький вновь обращается к теме босяков? Какую связь видит писатель между временем и человеком? Какую связь видит писатель между временем и человеком? Какова горьковская концепция жизни? Какова горьковская концепция жизни? Можно ли считать пьесу На дне продолжением горьковской темы гуманизма? Можно ли считать пьесу На дне продолжением горьковской темы гуманизма? Какой конфликт движет развитием пьесы На дне? Какой конфликт движет развитием пьесы На дне?
Словарь: Концепция – система взглядов на те или иные явления действительности. Концепция – система взглядов на те или иные явления действительности. Лейтмотив – основная мысль, неоднократно повторяемая и подчёркиваемая. Лейтмотив – основная мысль, неоднократно повторяемая и подчёркиваемая. Мизансцена – расположение актёров на сцене в отдельные моменты спектакля. Мизансцена – расположение актёров на сцене в отдельные моменты спектакля. Альтернатива – выбор между двумя взаимоисключающими возможностями. Альтернатива – выбор между двумя взаимоисключающими возможностями.
Домашнее задание к уроку: Хорошо знать текст 1-го действия, читать выразительно всё действие. Хорошо знать текст 1-го действия, читать выразительно всё действие. Индивидуальные задания по материалу всей пьесы: как и почему попали в ночлежку герои Горького? Индивидуальные задания по материалу всей пьесы: как и почему попали в ночлежку герои Горького? (1 – В.Пепел, 2 - Клещ, 3 – Настя, (1 – В.Пепел, 2 - Клещ, 3 – Настя, 4 – Бубнов, 5 – Барон, 6 – Сатин, 7 – Актёр)
Драма Повторим о драме как о роде литературы Повторим о драме как о роде литературы
Конфликт пьесы «На дне» Какой конфликт движет развитием пьесы На дне? Какой конфликт движет развитием пьесы На дне? Резкая конфликтная ситуация, разыгрывающаяся на глазах у зрителя, является важнейшей чертой драмы как рода литературы. Предметом изображения в драме «На дне» становится сознание людей, выброшенных на «дно» жизни (идеологический конфликт). Резкая конфликтная ситуация, разыгрывающаяся на глазах у зрителя, является важнейшей чертой драмы как рода литературы. Предметом изображения в драме «На дне» становится сознание людей, выброшенных на «дно» жизни (идеологический конфликт).
Социальный конфликт I уровень II уровень III уровень Конфликт между содержателями ночлежки и её обитателями Между властью и людьми Социальный конфликт каждого героя
Этот социальный конфликт вынесен за сцену, отодвинут в прошлое. Мы наблюдаем лишь результат вне сценических конфликтов Этот социальный конфликт вынесен за сцену, отодвинут в прошлое. Мы наблюдаем лишь результат вне сценических конфликтов В пьесе есть традиционный любовный конфликт. Но любовный конфликт становится гранью социального В пьесе есть традиционный любовный конфликт. Но любовный конфликт становится гранью социального конфликта. конфликта. ВасилисаНаташа Васька схема
Задача Горького – изобразить сознание людей «дна». Поэтому основным конфликтом является Задача Горького – изобразить сознание людей «дна». Поэтому основным конфликтом является идеологический идеологический ?
РАБОТА С АФИШЕЙ ПЬЕСЫ. Если правильно прочитать афишу, вдуматься в неё, тогда будет понятен лейтмотив действия: почему автор представил своих героев именно так, а не по- другому, что сказано о героях? Если правильно прочитать афишу, вдуматься в неё, тогда будет понятен лейтмотив действия: почему автор представил своих героев именно так, а не по- другому, что сказано о героях? Попробуем проанализировать и сравнить афиши пьес: Островского Гроза, Чехова Вишнёвый сад, Горького На дне. Попробуем проанализировать и сравнить афиши пьес: Островского Гроза, Чехова Вишнёвый сад, Горького На дне.
Островский: возраст ни у кого не указан, разве что неопределённо: молодой(17- 20). Борис – сословие не указано, молодой человек, живущий у значительного лица из милости на положении бедного родственника. Островский: возраст ни у кого не указан, разве что неопределённо: молодой(17- 20). Борис – сословие не указано, молодой человек, живущий у значительного лица из милости на положении бедного родственника. Чехов: Сословие, принадлежат к определённой среде – помещичьей, студенческой. Возраст: Ане – 17 лет, Фирсу – 87. заря имена, отчества – у всех? Чехов: Сословие, принадлежат к определённой среде – помещичьей, студенческой. Возраст: Ане – 17 лет, Фирсу – 87. заря имена, отчества – у всех? Горький: Названы возраст каждого, его социальное положение (род занятий). Почему? Имя, Отчество есть только у Костылёва, ему положено – хозяин, у Клеща – всё-таки рабочий человек; у других только прозвища. Почему? Горький: Названы возраст каждого, его социальное положение (род занятий). Почему? Имя, Отчество есть только у Костылёва, ему положено – хозяин, у Клеща – всё-таки рабочий человек; у других только прозвища. Почему?
Автор собрал под одной крышей людей разного возраста (разного уровня житейского опыта), разного социального положения, разных взглядов, разного осмысления окружающей действительности Автор собрал под одной крышей людей разного возраста (разного уровня житейского опыта), разного социального положения, разных взглядов, разного осмысления окружающей действительности Вывод: итак, из афиши пьесы перед нами предстают персонажи с конкретным житейским опытом, накопленным в определённой среде.
Взаимосвязь героев пьесы Вывод: герои разобщены, в центре интересов каждого – только собственная жизнь. Реплики разбросаны, действующие лица обмениваются репликами далеко не мирного характера. Единого разговора не ведётся, поскольку они не интересуются друг другом, каждый интересуется только собой.
Работа с авторской ремаркой, предваряющей 1-ое действие (анализ средств изображения). Задание: 1. Детали внешности ночлежки. 1. Детали внешности ночлежки. 2. Описание света. 2. Описание света. 3. Описание звуков. 3. Описание звуков. Вопрос: что должен понять о героях читатель, знакомясь с физическими условиями их жизни? Быт героев ужасен – общество бросило их на произвол судьбы; выстраивается цепочка: быт – общество – социальные проблемы – философия жизни отдельного человека, помещённого в определённые социальные условия. Философский вопрос: как и зачем жить?
Анализ системы образов. Кто они, эти люди дна. В процессе работы над пьесой Горький сменил несколько названий: Без солнца, Ночлежка, На дне жизни, На дне. Почему? В процессе работы над пьесой Горький сменил несколько названий: Без солнца, Ночлежка, На дне жизни, На дне. Почему? На дне – сильнее, почему? Дно жизни – понятие не только социальное, но и философское, т.е. философское осмысление окружающего мира. На дне – сильнее, почему? Дно жизни – понятие не только социальное, но и философское, т.е. философское осмысление окружающего мира.
Место действия описывается в авторских ремарках. В I действии это «подвал, похожий на пещеру», «тяжёлые каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой». Место действия описывается в авторских ремарках. В I действии это «подвал, похожий на пещеру», «тяжёлые каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой».
Индивидуальные задания: как и почему герои Горького оказались в ночлежке? как и почему герои Горького оказались в ночлежке? Автор указывает причины объективные (ряд обстоятельств) и субъективные: поведение человека в предложенных обстоятельствах. Автор указывает причины объективные (ряд обстоятельств) и субъективные: поведение человека в предложенных обстоятельствах. Что сделали герои, чтобы не оказаться на дне? Что сделали герои, чтобы не оказаться на дне? Перед каким выбором ставил автор своих героев? Перед каким выбором ставил автор своих героев? Выбор жизненной позиции: активная или пассивная. Выбор жизненной позиции: активная или пассивная.
Вывод: 1. автор с самого начала делает попытку убедить читателя в необходимости иметь концепцию жизни. 1. автор с самого начала делает попытку убедить читателя в необходимости иметь концепцию жизни. 2. Если человек осуществляет, свою жизнь, то у него есть минимум требований к себе и жизни. 2. Если человек осуществляет, свою жизнь, то у него есть минимум требований к себе и жизни.
Вопросы: Чего хотят от жизни герои Горького? Чего хотят от жизни герои Горького? Почему они не разбегаются из ночлежки? Что заставляет героев быть вместе? Почему они не разбегаются из ночлежки? Что заставляет героев быть вместе? Это причины внешнего характера (негде жить) или внутреннего? Это причины внешнего характера (негде жить) или внутреннего? О чём мечтают герои? (Внутренний мир героев) О чём мечтают герои? (Внутренний мир героев)
Каждый из героев хочет, чтобы в нём видели личность. Вопросы: Насколько ясно осознают герои свою потребность быть личностью? Насколько ясно осознают герои свою потребность быть личностью? Как показывает автор рождение личностного начала? Как показывает автор рождение личностного начала? О чём мечтают герои? О чём мечтают герои?
Чтение отрывка (речь о чести, совести, правде). Вывод. Герои ведут разговор о важнейших категориях, с точки зрения которых оценивается человеческие личности вообще, и у Горького в частности. Вывод. Герои ведут разговор о важнейших категориях, с точки зрения которых оценивается человеческие личности вообще, и у Горького в частности. Герои, сами того не замечая, говорят о важных философских проблемах, оценивая окружающую действительность. Герои, сами того не замечая, говорят о важных философских проблемах, оценивая окружающую действительность.
Экспозиция пьесы В экспозиции мы видим людей, в сущности смирившихся со своим унизительным положением. Люди ощущают себя «бывшими» («я был…»). Только один Клещ не смирился ещё со своей участью. В экспозиции мы видим людей, в сущности смирившихся со своим унизительным положением. Люди ощущают себя «бывшими» («я был…»). Только один Клещ не смирился ещё со своей участью.
Выводы 1. В центре авторских размышлений о жизни – анализ социальной действительности, смысл которой – подвести читателя к мысли неблагополучии духовном: социальная действительность такова, что отнимает у человека саму возможность духовного развития, делает его пассивным потребителем того, что ему предоставляет общество. 1. В центре авторских размышлений о жизни – анализ социальной действительности, смысл которой – подвести читателя к мысли неблагополучии духовном: социальная действительность такова, что отнимает у человека саму возможность духовного развития, делает его пассивным потребителем того, что ему предоставляет общество.
2. Горький отвергает мысль о возможном насилии над духовной природой человека, показывал мир стремлений и мечтаний героев. Он выносит приговор обществу, низводящих своих членов до уровня животного существования и в тоже время приговор каждому члену такого общества; автор призывает человека освободится от уничижающего его состояние угнетения. 2. Горький отвергает мысль о возможном насилии над духовной природой человека, показывал мир стремлений и мечтаний героев. Он выносит приговор обществу, низводящих своих членов до уровня животного существования и в тоже время приговор каждому члену такого общества; автор призывает человека освободится от уничижающего его состояние угнетения.
3. Главный конфликт – в отношениях между обществом и человеком, между миром угнетения и миром надежды. Автор не соглашается с позицией ни угнетателей, ни угнетаемых. 3. Главный конфликт – в отношениях между обществом и человеком, между миром угнетения и миром надежды. Автор не соглашается с позицией ни угнетателей, ни угнетаемых.
Литература и Интернет - ресурсы 7/pril.ppt 7/pril.ppt 7/pril.ppt 7/pril.ppt Троицкий В.Ю. Пьеса М.Горького «На дне»//Литература в школе Троицкий В.Ю. Пьеса М.Горького «На дне»//Литература в школе Юзовский Ю. «На дне» М. Горького. М., 1968 Юзовский Ю. «На дне» М. Горького. М., 1968