Т РАГЕДИЯ А.С.П УШКИНА «Б ОРИС Г ОДУНОВ »: ТВОРЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ, ИСТОРИЧЕСКАЯ ОСНОВА, СВОЕОБРАЗИЕ ЖАНРА, КОМПОЗИЦИИ, СИСТЕМЫ ОБРАЗОВ, ПРОБЛЕМАТИКИ Урок литературы 10 класс
Ц ЕЛИ : Познакомиться с творческой историей трагедии «Борис Годунов». Выявить связь сюжета трагедии с историческими событиями. Знать художественные особенности жанра, композиции и системы образов трагедии А.С.Пушкина. Рассмотреть проблематику произведения.
З АДАЧИ : Составить краткий конспект лекционной части урока. Чтение и анализ отдельных сцен трагедии. Составить вопросы по содержанию лекции.
П ЕРВОНАЧАЛЬНОЕ НАЗВАНИЕ «Комедия о настоящей беде Московскому государству, о царе Борисе и о Гришке Отрепьеве»
Т ВОРЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ТРАГЕДИИ «Б ОРИС Г ОДУНОВ » Написана в Михайловском в 1825 г., о чем сообщил Пушкин в письме к П.Вяземскому Резолюция Николая I: «Я считаю, что цель г.Пушкина была бы вполне выполнена, если б с нужным очищением переделал комедию свою в историческую повесть или в роман наподобие Вальтер Скотта» С 1827г. отдельные фрагменты публикуются, читаются в литературных салонах. Целиком трагедия опубликована была в 1831 г. Многие критики упрекали Пушкина в отступлении от законов драмы. До 1866г. трагедия была запрещена для представления на сцене. Впервые с цензурными изъятиями поставлена в Мариинском театре в 1870 г. Полный текст зазвучал в 1907 г. В 1869г. М.Мусоргский написал одноименную оперу.
Т ВОРЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ТРАГЕДИИ «Б ОРИС Г ОДУНОВ » Источник сюжета: «История государства Российского» Н.М.Карамзина Влияние: творческая манера В.Шекспира (проявилась в смешении прозы и стиха). Мастерство в воссоздании исторического колорита: древнерусские летописи «Не смущаемый никаким иным влиянием, Шекспиру подражал я в его вольном и широком изображении характеров, в небрежном и простом составлении планов, Карамзину следовал я в светлом развитии происшествий, в летописях старался угадать образ мыслей и язык тогдашнего времени» (А.С.Пушкин)
И СТОРИЧЕСКАЯ ОСНОВА ТРАГЕДИИ «Б ОРИС Г ОДУНОВ »: СОБЫТИЯ ДО ДЕЙСТВИЯ В ПЬЕСЕ 1598 г. смерть царя Федора Иоанновича, при котором правителем был Борис Годунов. Политика Бориса: укрепление государства, поддержка мелкого дворянства, развитие связей с западноевропейскими странами, юридическое закрепление крепостного права, отмена Юрьева дня. Смерть младшего брата царя Федора - царевича Димитрия в Угличе (1591 г.)
И СТОРИЧЕСКАЯ ОСНОВА ТРАГЕДИИ «Б ОРИС Г ОДУНОВ »: СОБЫТИЯ В ПЬЕСЕ В прологе (1-4 сцены) Москва 1598г. Основное действие трагедии происходит через 5 лет (1603г. – 1604г.). Исторические лица: бояре, Борис Годунов, Ксения, дочь Бориса, сын Бориса Феодор и др. Вымышленные Афанасий и Гаврила Пушкины
С ВОЕОБРАЗИЕ ЖАНРА Отступление от закона трех единств: время , 1604г.г. место действия меняется 17 раз – Кремлевские палаты, Красная площадь, Новодевичий монастырь и др.; действие связано не с двумя-тремя героями, а с судьбой, взаимоотношениями, борьбой больших общественных и национальных групп – бояр, дворян, духовенства, польских аристократов, русского народа; смешаны высокое и низкое, комическое и трагическое, стих (5-ти стопный белый ямб) и проза. Замысел писателя – «воскресить минувший век во всей его истине».
С ВОЕОБРАЗИЕ КОМПОЗИЦИИ Сложная многофигурная композиция: 23 сцены, около 100 персонажей 1-4 сцены – пролог 5-8 сцены – завязка будущей борьбы Бориса и Самозванца 9-21 сцены – борьба Бориса с Самозванцем сцены – развязка Трагедия не разделена на акты. Пушкин избегает прямой оценки происходящего. И все же признается: «никак не мог упрятать всех моих ушей под колпак Юродивого»
С ИСТЕМА ОБРАЗОВ Центральные образы: царь Борис Годунов и Григорий Отрепьев (Самозванец) Народ Бояре, польская аристократия и др. Зворыкин Борис Васильевич (Иллюстрации к произведениям А.С.Пушкина)
П РОБЛЕМАТИКА ТРАГЕДИИ Народ и власть. Душевные переживания монарха, на самом деле желавшего быть справедливым, но ставшим жертвой клеветы, народной жестокости; закономерно рождается мысль о невозможности (только ли в России?) взаимопонимания и любви между народом и властью; Преступление и наказание. Убийство Димитрия мучает совесть Бориса Годунова сильнее, чем суд небесный и суд мирской, мучает до того, как этот суд начался или свершился; Самозванство, жажда власти. В образе Гришки- Лжедмитрия эта тема получает глубокое, психологически достоверное, наглядное воплощение. В образе заговорщиков Шуйского и Воротынского ясно виден порок жажды власти. Безмолвие народа, безучастность к своей судьбе.
З АДАНИЕ ( ПОСЛЕ ЧТЕНИЯ 1-4 СЦЕН ) Выписать цитатные характеристики Бориса в 1-4 сценах с указанием лица, которому они принадлежат. Ответить на вопрос: каково отношение бояр и народа к Борису? Почему? Составьте 10 вопросов по материалу лекции: «Толстые»«тонкие» Почему …?Когда…? С какой целью …?Сколько …? Как повлияло …?В чем заключается …? Объясните, в чем состоит …?Как …? В связи с чем, …?Верно ли, что …?
И СТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ Энциклопедия мировой литературы под ред. С.В. Стахорского Бонди С.М. О драмах А.С.Пушкина