Проектирование учебной рабочей программы в соответствии с современными требованиями к качеству образования
Рабочая программа локальный нормативно- управленческий документ, непосредственная основа организации образовательного процесса учителем
Цель обеспечение наиболее оптимальной системы преподавания предмета с учетом конкретных образовательных условий: особенности профиля обучения; специфика педагогических задач, выступающих в качестве приоритетных для того или иного образовательного учреждения; особенности подготовки и интеллектуального развития контингента учащихся; своеобразие методических подходов учителя к преподаванию предмета Обязательное условие – полное отражения требований образовательного стандарта
Положения по проектированию рабочей программы: нецелесообразно механически копировать примерную программу или какую-либо из авторских программ особенности рабочей программы должны быть раскрыты и обоснованы в пояснительной записке допускаются определенные отступления от примерной программы в части структурирования материала, логики и последовательности, методики формирования компетенций, необходимо четко сформулировать с опорой на требования стандарта те образовательные результаты, которые педагог намерен получить по завершению освоения программы курса. В число таких результатов должны входить не только знания, но и формируемые у школьников способы деятельности, лежащие в основе предметных и универсальных (ключевых) компетенций,
Положения по проектированию рабочей программы: составляется не под имеющийся учебник, а подбор учебников и, при необходимости, дополнительных пособий осуществляется на основе целей и задач рабочей программы служит основой для проведения текущего, рубежного и итогового контроля подготовки учащихся, для предъявления конкретных требований в ходе такого контроля
Структура рабочей программы по предмету Титульный лист Пояснительная записка Требования к уровню подготовки учащихся Обязательный минимум содержания образовательной программы Расширенное календарно- тематическое планирование
Титульный лист Название образовательного учреждения Наименование учебного предмета, по которому составлена программа Класс, на который рассчитана программа Указание срока действия программы (Например: «Рабочая программа по химии для 8 класса на 2007/ /09 уч. годы») Время составления программы.
Пояснительная записка должна содержать: общую характеристику учебного курса, его места и роли в общеобразовательной подготовке школьников и системе обучения данному предмету; краткий анализ факторов, обуславливающих специфику преподавания курса в конкретных условиях образовательного учреждения; обоснование целесообразности изменений, произведенных в примерной программе, авторских принципов построения рабочей программы; ссылку на нормативные документы, в соответствии или на основе которых составлена рабочая программа (Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ МО от 5 марта 2004 г. 1089); указание количества учебных часов на реализацию в объеме которых рассчитана рабочая программа; определение целей и задач изучения курса (формулируются на основе ГОС, но могут содержать дополнения и уточнения с учетом особенностей конкретного образовательного учреждения и даже класса).
Пояснительная записка должна содержать: краткую информацию об особенностях методики преподавания, - формах учебных занятий, - приемах и методах обучения, - образовательных технологиях, - способах контроля качества знаний, посредством которых планируется достижение поставленных задач. сведения об учебно-методическом обеспечении курса с указанием авторов, названия, места и года издания учебных пособий. При этом, помимо учебников, целесообразно указать те дополнительные учебные пособия, которые предполагается регулярно использовать при реализации курса (в т.ч. – электронные образовательные ресурсы).
Требования к уровню подготовки учащихся Требования к уровню подготовки учащихся проектируются с учетом и на основе ГОС. Они формулируются в деятельностной форме по трем основным составляющим: - предметно-информационной («Учащиеся должны знать…»), - деятельностно-коммуникативной («Уметь…») - ценностно-ориентационной («Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни»).
Основное содержание программы В этой части рабочей программы приводится краткое содержание изучаемого учебного материала в виде перечисления основных разделов, тем курса и перечня дидактических элементов в рамках каждой темы. По каждому разделу (общей теме) указывается количество учебных часов, выделяемых на ее освоение
Календарно-тематическое планирование Раздел, тема Кол- в о ч а с о в Мате - р и а л у ч е б - н и к а Форма уч еб- но го за ня ти я Дата ( м е с я ц ) Требования к уровню подготовки учащихся Базовые знанияРазвитие познавательных умений