Из истории образования и учительства
. Первую школу, по легенде открыл Сим, сын библейского Ноя Если же основываться на результатах археологических раскопок, то первые школы появились в странах Древнего Востока – Вавилонии, Ассирии, Египте, Индии. Необходимость передачи опыта и знаний новым поколениям, подготовки их к жизни и труду привела к появлению профессии учителя и учебных заведений. Сим – сын Ноя
при храмах – жреческие школы, готовившие служителей религиозного культа ; дворцовые школы – для обучения детей рабовладельческой знати ; школы писцов – готовили чиновников для нужд административно - хозяйственного управления
« Педагогика » « Педагог » « Дидактика » « Риторика » и др. Слово педагог означает буквально « детоведение, детовождение ». Говорят, что так первоначально называли людей, которые отводили дитя в школу, присматривая за ним.
В средние века учителей становится все больше и больше. Учитель становится заметной, общественно значимой фигурой в обществе Занятия в средневековой школе
Это были педагогические сочинения Винсента из Бове « О воспитании детей знатных граждан » Эразма Роттердамского, Мартина Лютера, Мишеля Монтеня и др. Фундаментальным произведением, обобщившим все, что было накоплено практикой, стала книга Яна Амоса Коменского « Великая дидактика » (1632 г.) Ян Амос Коменский
Тогда общая потребность в обучении грамоте усилилась необходимостью в грамотных людях для ведения церковных служб. Князь Владимир велел « собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное » Князь Владимир
Потом отдельно от людей духовного звания появилось и учительское сословие. Появилась и « учительная литература »: летописи, сказания, жития, поучения … Одно из них – « Поучение Владимира Мономаха » Уже в ту далекую эпоху на Руси осознавали значение книги и чтения как основы всякого учения.
С течением времени количество учеников и учителей увеличивалось, школы появились в Новгороде, Смоленске, в Киеве при Андреевском монастыре была создана школа для девочек. И. Федоров 1-я страница азбуки
В 1687 году в Москве открылась Славяно - греко - латинская академия, готовившая священников, переводчиков, преподавателей и редакторов книг для печатного двора. Славяно-греко- -латинская академия Братья Лихуды – основатели славяно-греко- латинской академии И. Гизель –ректор Киево-братской коллегии
При нем учреждена Школа математических и навигационных наук В ней учились мальчики и юноши всех сословий ( кроме крепостных ) лет. Были созданы пушкарская, госпитальная, приказная школы. При Петре І был издан указ об открытии « цифирных школ ». В них учились « молодые робятки изо всех чинов » В 1714 году был издан указ о всеобщей учебной повинности для детей всех сословий ( кроме крестьян ) Было постановлено : без свидетельства об окончании обучения « жениться не допускать …» Петр І Школа математических и навигационных наук
Во времена Екатерины ІІ в 1764 году издается указ об основании Воспитательного общества благородных девиц на 200 человек при Смольном женском монастыре в Петербурге – Институт благородных девиц Девочек с 4 – 6- летнего возраста забирали из дома на 15 лет. Из выпускниц получались образованные учительницы, жены, фрейлины. Основание Смольного института благородных девиц Учителя Смольного института
Духовные семинарии, военные учебные заведения, элитные пансионы и лицеи ( например, знаменитый Царскосельский лицей, открытый в 1811 году ) В 1786 году, в губернских городах были учреждены Главные народные училища, в которых готовились учителя для уездных училищ В том же году в Петербурге открылось первое специальное педагогическое учебное заведение – учительская семинария. Царскосельский лицей Народное училище
Появилась четкая система образования : Приходская школа (1 год ) – уездное училище (2 года ) – гимназия (4 года ) – университет. В университет можно было поступить только окончив классическую гимназию. Инспекция народных училищь Симбирской губернии Народное училище завода НРО
В 1804 году создается Петербургский педагогический институт, на его базе в 1816 году графом С. С. Уваровым был основан Главный педагогический институт, получивший права университета. Здесь готовили учителей для гимназий, наставников для частных учебных заведений и преподавателей для университетов Главный педагогический институт Пед. университет им Герцена
В е годы в России создается сеть учебных заведений по подготовке учительских кадров. В 1874 году был введен экзамен на звание народного учителя, что повысило престиж профессии. К 1876 году было открыто 44 педагогических училища с 3- х годичным обучением – учительские семинарии. В начале ХХ века в стране было уже 280 тысяч учителей, 189 учительских семинарий, 48 педагогических институтов.
Свои педагогические убеждения они высказывали в статьях, книгах, которые вызывали живой отклик в обществе. Это Н. И. Пирогов, Л. Н. Толстой, Н. Г. Чернышевский К. Д. Ушинский, П. Ф. Лесгафт, Д. И. Менделеев и др. Л.Н. Толстой П.Ф. Лесгафт К.Д. Ушинский Н.И. Пирогов
А. С. Макаренко В. Н. Сорока - Росинский С. Т. Шацкий П. П. Блонский В. А. Сухомлинский Б. М. Неменский Д. Б. Кабалевский С. Л. Соловейчик Ш. А. Амонашвили и многие другие С.Т. Шацкий А.С. Макаренко Ш.А. Амонашвили В.А. Сухомлинский
« Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем » Конфуций ( до н. э.) « Вечным законом да будет : учить и учиться всему через примеры, наставления и применения на деле » Я. А. Коменский ( ) « Вся гордость учителя в учениках,, в росте посеянных им семян » Д. Менделеев ( )
Филиала областного государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования « Ангарский педагогический колледж » в г. Усолье - Сибирское Подготовила : библиотекарь Федотова Галина Владимировна 2010 год