Комплексная программа развития международного и межрегионального сотрудничества субъекта РФ Москва, 2008
Введение 2 Комплексная программа развития международного и межрегионального сотрудничества является одним из механизмов реализации Стратегии социально – экономического развития, разрабатывается на 3 – 5 лет для достижения стратегических целей и задач социально – экономического развития субъекта Федерации с учётом: - сложившегося экономического уклада региона; - существующего потенциала региона (минерально-сырьевая база, уровень развития и конкурентоспособности реального сектора экономики, уровня социального и культурного развития, рекреационного и природного потенциала); - специфических особенностей региона (географическое положение и пр.); - конъюнктуры экономики региона в федеральном округе.
Основные цели Комплексной программы развития ММС Стратегические цели: Расширение внутреннего рынка, использование потенциала внешних рынков сбыта Повышение экспортных возможностей предприятий реального сектора экономики региона. Улучшение структуры экспорта и привлекаемых в регион инвестиций. Обеспечение условий для ускорения технической и технологической модернизации экономики региона. Оптимизация структуры импорта, повышение внутреннего экономического суверенитета. 3
Задачи Комплексной программы развития ММС Задачи развития международного и межрегионального сотрудничества: Создание комплекса услуг по продвижению на международные рынки возможностей региональных производителей. Осуществление и координация международных и межрегиональных коммуникаций региона, обеспечивающих продвижение его интересов на рынках товаров, услуг и капитала. Осуществление и координация с федеральными органами государственной власти функций по реализации внешнеполитической линии РФ в регионе. Развитие и координация выставочно-ярмарочной деятельности региона, обеспечивающей продвижение его интересов на рынках товаров, услуг и капитала. Разработка и реализация имиджевой политики региона и комплекса механизмов регионального брендинга, обеспечивающих достижение геостратегических, экономических и гуманитарных целей развития. Формирование системы комплексного мониторинга и анализа международных и межрегиональных рынков товаров, услуг и капитала для информационного обеспечения продвижения интересов региона на этих рынках. Повышение квалификации и подготовка кадров в сфере международного и межрегионального сотрудничества, внешнеэкономической деятельности. 4
Основные этапы разработки Комплексной программы развития ММС 1.Анализ эффективности внешнеэкономической деятельности региона, его роль и место в структуре международной и внешнеэкономической деятельности РФ. Выявление проблем и потенциала ВЭД региона. 2.Формирование системы мероприятий, механизмов и оценки результатов развития международной и межрегиональной деятельности региона. 3.Разработка предложений по интеграции системы управления реализацией Комплексной программы в существующую системы управления региона. 5
Структура Комплексной программы развития ММС 6
Механизмы реализации Программы –Создание корпоративных структур, обеспечивающих повышение эффективности внешнеэкономической деятельности и привлечения иностранных инвестиций –Формирование принципов построения эффективной региональной политики привлечения иностранного капитала упрощение процедур согласования и получения разрешительной документации; поддержка инвесторов, создание для них благоприятных условий; установление характеристик иммунитета инвесторов; создание равных конкурентных условий; снятие барьеров при ввозе технологического оборудования; информационное обеспечение инвесторов; развитие социальной инфраструктуры и человеческого потенциала. –Совершенствование законодательной базы развития международной и межрегиональной деятельности региона –Развитие частно – государственного партнерства в целях повышения эффективности ММС: создание экспортно – импортной корпорации; формирование торговых домов и представительств в партнерских регионах. 7
Ожидаемые результаты комплексной Программы развития ММС Увеличение ВРП Увеличение инвестиций в основной капитал Повышение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней Диверсификация региональной экономики Развитие региональных брендов Повышение инновационности региональной экономики Развитие малого и среднего бизнеса 8
Показатели Программы Внешнеторговый оборот региона Сальдо торгового баланса Объем иностранных инвестиций в основной капитал Доля инновационной продукции в общем объеме экспорта Доля продукции с высокой добавленной стоимостью в общем объеме экспорта Известность региональных брендов на целевых рынках Количество участников внешнеэкономической деятельности Доля внешнеторгового оборота региона в внешнеторговом обороте РФ 9