Егорова Алёна
Рассмотреть образ Петербурга в творчестве разных писателей, выявить роль образа Санкт- Петербурга, проследить как меняется его видение на примере произведений Пушкина А.С,Гоголя Н.В. и Достоевского Ф.М.. Рассмотреть, как образ города влияет на его жителей.
Основан 1703 году Петром I.Город федерального значения Российской Федерации. В годах столица Российского государства. Санкт-Петербург важный экономический, научный и культурный центр России, крупный транспортный узел. Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников входят в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
В эпоху классицизма Российская империя пропагандировала торжественный, мажорный образ Петербурга как идеального города, рождённого наперекор стихиям в соответствии с рациональными планами просветителей. Придворные поэты воспевали его в одах, пейзажисты круга Фёдора Алексеева создавали картины с видами бескрайних проспектов и площадей, где на фоне грандиозных строений теряются фигуры людей.
В произведениях Нос, Записки сумасшедшего, Невский проспект, Шинель создал художественный образ столицы, в котором выражена социальная и нравственная суть города. Гоголевский Петербург город нищих чиновников и бедного люда противостоит парадному блеску Невского проспекта. Красота главной улицы призрачна и обманчива. Она не может скрыть нищеты и трагизма жизни большей части города, ужасной изнанки столицы.
Враждебнее всего относится Петербург к маленькому человеку. В Записках сумасшедшего Н. Гоголь словами чиновника Поприщина, раскрывает противоречивость и несправедливость общественного устройства.. Атмосфера безразличия и жестокости сводит его с ума.
Петербург Н. В. Гоголя это город, в котором фантастическое и реальное находятся в неразрывном единстве. Исчезнувший нос майора Ковалева живет собственной жизнью и к тому же имеет более высокий чин, чем его хозяин. Всюду царит хаос, рушатся привычные представления о добре и зле, главным достоинством становится не честь, а чин. Город способен унизить человека до того уровня, когда он уже перестает замечать степень своего падения.
Петербург Гоголя обманчив, также как и его жители. Образ города носит особую смысловую нагрузку, которая еще больше показывает несправедливость, происходящую в столице. Можно сказать, что Гоголь ополчился против Санкт- Петербурга.
Столица Российского государства представляла для Пушкина край красоты и вдохновения. В этом городе он учился, здесь жили его друзья, его любимые женщины, которым впоследствии были посвящены гениальные творения. Именно в Петербурге он утвердился как творческая личность, здесь были написаны его лучшие произведения.
Впервые с образом Петербурга мы сталкиваемся в романе в стихах "Евгений Онегин". В первой главе этого произведения мы видим, с какой любовью Пушкин описывает город, раскрывая его через образ Евгения Онегина главного героя романа, типичного представителя дворянской молодежи. И сам автор, и его герой оба восхищались красотой Петербурга, "упивались" "дыханьем ночи благосклонной. Наравне с дворянским Петербургом представлен и Петербург простой.
Но главное в образе Петербурга первой четверти XIX века это атмосфера приподнятости, ожидания грядущих, перемен, царившая в воздухе, атмосфера ожиданий, перемен и "вольности святой". Отсюда и лексика того времени, которой насыщено произведение: "вольность", "гражданин", "томленье жизнью", "охлажденный ум. На самом деле Петербург в первой половине романа это город декабристов и, следовательно, город высокой духовности, город красоты и добра, помогающий найти путь к свободе.
Совершенно другой предстает Петербург перед нами в повести "Медный всадник", написанной в 1833 году. Это столица европейского государства, блестящая, богатая, пышная, но холодная и враждебная для "маленького человека". В этом произведении автор обращается к образу основателя города Петру I, который выступает здесь как реальное лицо. Основная идея поэмы заключается в торжестве "общего над частным",как Петербург главенствует над своими жителями. Но все же Пушкин поет гимн столице Российского государства, показывая свою преданность городу. Однако конфликт личности и государства в поэме полностью не разрешен.
Петербург Пушкина,в одно время, это место вдохновения,красоты,свободы и жителей,и самого города. Однако, все же в его взглядах, столица была величественной и жестокой, такой были и сами петербуржцы. Город не только пейзаж и место действия, но и полноправный герой произведения.
В романе Преступление и наказание мы встречаемся не с парадной стороной этого прекрасного города, а с черными лестницами, облитыми помоями, дворами- колодцами, напоминающими душегубку. Это город, в котором невозможно быть здоровым, бодрым, полным сил. Он душит и давит. Он соучастник преступлений, соучастник бредовых идей и теорий. Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание глубоко символичен. Он является, с одной стороны, социальным фоном, на котором разворачиваются события произведения, с другой сам выступает действующим лицом
В романе Бедные люди главный герой, Макар Девушкин, постоянно испытывает чувство страха перед громадой дымящего и гремящего Петербурга. Образ мечтателя в повести Белые ночи освещен мягким и печальным полусветом летнего ночного Петербурга. Ночная столица кажется намного спокойней и дружелюбней, чем яркий дневной город.
Городской пейзаж несет большую художественную нагрузку. У Достоевского пейзаж это не только пейзаж впечатления, но и пейзаж выражения. Он внутренне связан с изображаемым человеческим миром и подчеркивает ощущение безысходности, испытываемое героями произведений Достоевского.
Петербург Достоевского – это отрицательный город с массой дурных качеств. Жители Петербурга не отличаются от своего города. Однако Достоевский, как и Пушкин делает столицу героем своих произведений.
Образ города имеет свою судьбу. Он живет своей жизнью, имеет свои законы развития. Каждая эпоха в истории русского общества знает свой Петербург. Каждая отдельная личность, творчески переживающая его, преломляет этот образ по- своему. Сам город и его образ имеет огромное влияние на жителей.Столица ломала судьбы или строила их, город полностью властвует над людьми. Поэтому можно рассматривать образ Петербурга,как отдельного героя произведений.