Урок-викторина по басням И.А. Крылова
Цель урока: обобщить полученные знания по теме «Басня как жанр. Басни И.А. Крылова». Задачи урока: Образовательные: проверить знания обучающимися фактов биографии И.А. Крылова. проверить освоение обучающимися знаний о басне как жанре литературы. проверить знание текстов изученных басен И.А. Крылова, умение находить мораль басни, навыки выразительного чтения басен. Развивающие: развитие речи и творческого мышления обучающихся; формирование коммуникативной компетентности (формирование умения взаимодействовать в коллективной деятельности, развитие таких навыков обучающихся, как выразительное чтение и умение строить собственное устное высказывание). Воспитательные: воспитание культуры работы в группе; воспитание интереса к классической литературе.
Творчество И.А.Крылова В каждой стране есть свои баснописцы. В России лучшим считается И.А.Крылов. Иван Андреевич Крылов, родился в Москве 2 февраля 1769 г., в семье бедного дворянина, а после смерти отца, который оставил ему в наследство солдатский сундучок с книгами, жил со своей матерью в глубокой нищете. Умер 21 ноября 1844 г. в Санкт- Петербурге
Жизнь Крылова с детства сложилась так, что ему не пришлось учиться в школе. Но стремление к образованию у него было настолько сильным, что он самоучкой овладел языками, математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком. Сначала прошлого века Крылов входит в литературу как создатель русской басни. Первая книга его басни вышла когда ему было 40 лет. А всего он создал более 200 басен.
Памятник в Санкт-Петербурге. В Ясной поляне.
Конкурсная программа. 1.Конкурс - Команды выбирают капитана, придумывают название и девиз.
2. конкурс. Разминка. 1.Что такое басня, из каких частей состоит? 2.Дать определение терминам: басня, аллегория, мораль. 3.Что высмеивают, чему учат басни? 4.Кто известен как первый баснописец, когда он жил? В каком веке он жил? 5.Где родился И.А.Крылов? 6.Что в наследство от отца ему досталось? 7.Какой художественный прием чаще всего используются в баснях? 8.Какому событию российской истории посвящена басня И.А.Крылова «Волк на псарне?» 9.Какая басня Крылова заканчиваются следующими словами: Невежда так же в ослепленье Бранит науки и ученье, И все ученые труды, Не чувствуя, что он вкушает их плоды?
интересный короткий занимательный сюжет; мало описаний; много диалогов; героев обычно несколько; главный герой выражает основную идею; героями являются животные, растения, вещи, птицы, рыбы; басни обычно пишутся в стихотворной форме; используется прием иносказание; в начале или в конце сформулирован вывод-мораль; высмеиваются человеческие пороки.
- лесть -ложь -глупость -лень -безнравственность -невежество -хвастовство
-дружбе -трудолюбию -усердию -честности -доброте -отзывчивости -благородству -благодарности -добывать знания
Эзоп-древнегреческий мудрец и баснописец. Хил в VI в.до н.э. Почти через семь веков римский поэт Дедр переложил его басни в стихотворную форму и издал их отдельными сборниками. В XVII веке древний жанр выл возвеличен французским писателем Жан де Лафонтеном. Развивали жанр басни русские баснописцы XVIII века А.П.Сумарков, И.И.Хемницер, И.И.Дмитриев.
3. конкурс «Конкурс знатоков» - Из каких басен взяты эти строки? А воз и ныне там. Голубушка, как хороша. Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать. Ай, Моська! Знать, она сильна, коль лает на Слона. А Васька слушает да ест. А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь. Слона –то я и не приметил. Да наши предки Рим спасли. Не оставь меня, кум милый! Дай ты мне собраться с силой.
4. конкурс. «Мораль сей басни такова…» Угадай и запиши название басни по её морали.
Басня.Её мораль. Одна из самых популярных басней И.А.Крылова, с детства известная каждому, изобличает любовь к лести. Ожидающий неоправданных похвал неизбежно встретит на своем пути того, кто воспользуется этим в своих интересах. Это тот самый случай, когда от перестановки слагаемых результат не меняется. Кроме того, каждому делу учиться надо! Мораль басни: не связывайся с глупцами, не поручай им ответственных дел! «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет»: каждый тянет в свою сторону, а воз остается на прежнем месте. Малообразованный человек, «бранит науки и ученье», но в то же время нагло пользуется «плодами», готовой пищей в своё удовольствие. В этой басне Крылов выражает народную мудрость, которая считает труд основой жизни и благополучия и не прощает тех, кто бездельничает просто так, по своей воле. Мораль басни перекликается с такими пословицами, как: «Как потопаешь, так и полопаешь», «По работе и награда», «Летом пролежишь, так зимой с сумой побежишь», «Лентяй всем ненавистен» и т.п.
5. конкурс. «Алло, мы ищем таланты!» Инсценирование басни. 1 группа: «Стрекоза и муравей» 2 группа: «Лиса и ворона»
«Стрекоза и муравей».
«Лиса и ворона.»
6. конкурс. «Найди пару» Задача: составить пары, которые звучат в названиях басен (например, Стрекоза - Муравей), наклеить пары на лист бумаги
СтрекозаМуравей ОселМужик ВолкЯгненок ВоронаЛисица ПустынникМедведь СлонМоська ОселСоловей КотПовар КотЩука МартышкаОчки ОбезьянаЗеркало СвиньяДуб КукушкаПетух ФокаДемьян ЛисицаВиноград
7. конкурс. «Доскажи словечки» Ты все пела? Это дело… Беда, коль пироги начнёт печи сапожник… Кукушка хвалит петуха… Наделала Синица славы… Чем кумушек считать трудиться… А вы друзья, ка ни садитесь… У сильного всегда… А жаль, что не знаком… Когда не хочешь быть смешон… Как счастье многие находят…
8. конкурс. «Конкурс знатоков» Текст басни с пропущенными словами. Задача: восстановить тексты басен И.А.Крылова, вписать пропущенные слова.
Для команды 1 СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ Попрыгунья Стрекоза Лето ___________ пропела; Оглянуться не успела, Как зима ___________ в глаза. __________________ чисто поле; Нет уж дней тех светлых боле, Как под каждым ей листком Был готов и стол и дом. Все прошло: с зимой ______________ ______________, голод настает; Стрекоза уж не поет; И кому же в ум пойдет На _____________ петь голодный! Для команды 2 ВОРОНА И ЛИСИЦА Вороне где-то ___________ послал кусочек сыру; На ель Ворона взгромоздясь, Позавтракать-было совсем уж собралась, Да _________________, а сыр во рту держала. На ту беду Лиса близехонько бежала; Вдруг сырный дух Лису остановил: Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил. _______________ к дереву на цыпочках подходит; Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит, И говорит так __________, чуть дыша: «Голубушка, как хороша! Ну что за ____________, что за глазки! Рассказывать, так, _________, сказки!
«Молодцы!»
Итоги урока. Забавой он людей исправил, Сметая с них пороков пыл; Он баснями себя прославил, И слава эта – наша быль. И не забудут этой были, Пока по-русски говорят, Ее давно мы затвердили, Ее и внуки затвердят.
Спасибо за урок!