ГРАФИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ – ОДНА ИЗ НАИБОЛЕЕ УДАЧНЫХ ОПОР ДЛЯ ПОСТРОЕНИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ МОДЕЛИ ЗАДАЧИ : ПРИ ПРАВИЛЬНОМ ПОСТРОЕНИИ ОНА ДОСТАТОЧНО КОНКРЕ- ТНА, ЛЕГКО ВОСПРИНИМАЕТСЯ ЗРИТЕЛЬНО, ПОЛНОСТЬЮ ОТРАЖАЕТ ВНУТРЕННИЕ СВЯЗИ И КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ. ГРАФЫ СПОСОБСТВУЮТ РАЗВИТИЮ ЛОГИЧЕСКОГО И АБСТРАКТНОГО МЫШЛЕНИЯ.
ТРИ ЭТАПА В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ С ПОМОЩЬЮ ГРАФОВ. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП: -ВВЕДЕНИЕ УСЛОВНОГО ОБОЗНАЧЕНИЯ ОБЪЕКТОВ И СВЯЗЕЙ МЕЖДУ НИМИ; -ПОСТРОЕНИЕ ГРАФИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ, ОТРАЖАЮЩЕЙ ВСЕ ДАННЫЕ ЗАДАЧИ. ПЕРВЫЙ ЭТАП: -РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ С НЕБОЛЬШИМ КОЛИЧЕСТВОМ ОБЪЕКТОВ И СВЯЗЕЙ МЕЖДУ НИМИ. ВТОРОЙ ЭТАП: -РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ С УВЕЛИЧЕНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ОБЪЕКТОВ И УВЕЛИЧЕНИЕ КО- ЛИЧЕСТВА СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ОБЪЕКТАМИ; ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ БОЛЕЕ ОДНОГО ВИДА ГРАФОВ.
ТРИ ГРУППЫ ЗАДАЧ ПЕРВОГО ЭТАПА: 1)ЗАДАЧИ, ДЛЯ РЕШЕНИЯ КОТОРЫХ УДОБНЕЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ГРАФЫ ( В ТОМ ЧИСЛЕ ГРАФЫ С РЁБРАМИ ДВУХ ЦВЕТОВ); 2)ЗАДАЧИ, ДЛЯ РЕШЕНИЯ КОТОРЫХ УДОБНЕЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ОРИЕН- ТИРОВАННЫЕ ГРАФЫ; 3)ЗАДАЧИ, ДЛЯ РЕШЕНИЯ КОТОРЫХ УДОБНЕЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДВУ- ДОЛЬНЫЕ ГРАФЫ С РЁБРАМИ ДВУХ ЦВЕТОВ.
К КОНЦУ ПЕРВОГО ЭТАПА УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ: -ПОЛНО И ПРАВИЛЬНО РЕШАТЬ ЗАДАЧИ ИЗУЧЕННЫХ ВИДОВ, САМОСТОЯТЕЛЬНО ВЫБИРАЯ, С ПОМОЩЬЮ КАКОГО ВИДА ГРАФА ЕЁ РЕШАТЬ; - СОСТАВЛЯТЬ ГРАФОВЫЕ МОДЕЛИ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ, ПРАВИЛЬНО ИХ ЧИТАТЬ.
ЗАДАЧИ, ДЛЯ РЕШЕНИЯ КОТОРЫХ УДОБНЕЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ НЕОРИЕНТИРОВАННЫЕ ГРАФЫ. ЗАДАЧА 1. В КЛАССЕ ИГРАЛИ В ШАХМАТЫ 4 ЧЕЛОВЕКА: МИША, САША, ИГОРЬ И НАТАША. КАКИЕ БЫЛИ ПАРЫ ИГРОКОВ, ЕСЛИ ВСЕ ОНИ СЫГРАЛИ ДРУГ С ДРУГОМ ПО ОДНОМУ РАЗУ? МАША САША ИГОРЬНАТАША
ГРАФ ( ОТ ГРЕЧ. ПИШУ, ЧЕРЧУ, РИСУЮ)..ТОЧКИ, КОТОРЫМИ ОБОЗНАЧАЛИ ИГРОКОВ, НАЗЫВАЮТСЯ ВЕРШИНАМИ ГРАФА, А ОТРЕЗКИ ( ДУГИ, СТРЕЛКИ), ИХ СОЕДИНЯЮЩИЕ, - РЁБРАМИ ГРАФА. ГРАФ ( ОТ ГРЕЧ. ПИШУ, ЧЕРЧУ, РИСУЮ)..ТОЧКИ, КОТОРЫМИ ОБОЗНАЧАЛИ ИГРОКОВ, НАЗЫВАЮТСЯ ВЕРШИНАМИ ГРАФА, А ОТРЕЗКИ ( ДУГИ, СТРЕЛКИ), ИХ СОЕДИНЯЮЩИЕ, - РЁБРАМИ ГРАФА.
ЗАДАЧА 2. ПЯТЬ ЧЕЛОВЕК ОБМЕНЯЛИСЬ РУКОПОЖАТИЯМИ. СКОЛЬКО БЫЛО РУКОПОЖАТИЙ?
А 1 Б 2 В 3 Д Г 5 4
ЗАДАЧА В ШКОЛЬНОЧ ЧЕМПИОНАТЕ ПО ФУТБОЛУ УЧАСТВУЮТ 6 КОМАНД, А, Б, В, Г, Д, Е. КАЖДЫЕ ДВЕ КОМАНДЫ ДОЛЖНЫ ВСТРЕТИТЬСЯ ДРЕГ С ДРУГОМ ОДИН РАЗ. ЧЕРЕЗ СКОЛЬКО ДНЕЙ ПОСЛЕ НАЧАЛА СОРЕВНОВАНИЯ СТАЛО ИЗВЕСТНО, ЧТО КОМАНДА А УЖЕ СЫГРАЛА С КОМАНДАМИ В, Г И Е, А КОМАНДА Д – С КОМАНДАМИ Б, В, Е И Г. КАКИЕ КОМАНДЫ ЕЩЁ НЕ СЫГРАЛИ ДРУГ С ДРУГОМ?
Б В Г АД Е
Б В Г А Е Д
ЗАДАЧА В СТРАНЕ АЛФАВИТ 8 ГОРОДОВ: А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З И 8 НЕПЕРЕСЕКАЮЩИХСЯ ДОРОГ: МЕЖДУ ГОРОДАМИ А И Б, Е И Д, Б И Ж, З И А, В И Г, Г И Д, Ж И З, В И Е. МОЖНО ЛИ ПО ЭТИМ ДОРОГАМ ПРОЕХАТЬ ИЗ ГОРОДА А В ГОРОД Г?
Б А З Ж ВГ Д Е
ЗАДАЧА ИЗ ЛАГЕРЯ ВЫШЛИ 4 ТУРИСТА: ВАСЯ, ГАЛЯ, ТОЛЯ И ЛЕНА. ВАСЯ ИДЁТ ПОЗАДИ ЛЕНЫ, ТОЛЯ ПОЗАДИ ГАЛИ, А ЛЕНА ПОЗАДИ ТОЛИ. В КАКОМ ПОРЯДКЕ ИДУТ РЕБЯТА?
ВАСЯ ГАЛЯ ТОЛЯЛЕНА ВАСЯ ГАЛЯ ТОЛЯЛЕНА
ЗАДАЧА В ЛЕСУ КАЖДЫЙ ЗАНИМАЕТСЯ СВОИМ ДЕЛОМ: ОДНИ ПЛЕТУТ КОРЗИНЫ, ДРУГИЕ ЛОВЯТ РЫБУ. РЕМЕСЛУ МЫ НАУЧИЛИСЬ ДРУГ У ДРУГА. Кот учился у выдры, ёж – у зайца, лиса – у волка, а мышь – у ежа. Бобёр учил волка и выдру, заяц – белку, а барсук – зайца. Бобёр был учеником медведя, а ёж – учителем дятла. Лучше всех плёл корзины ёж. Чем занимались заяц, дятел, волк и лиса? Кто из зверей нашего леса раньше всех научился ловить рыбу, а кто плести корзины?
выдра дятел кот ёж заяц белка лиса волкмышь бобёр медведь барсук
Задача Катя, Лена и Таня – три подруги. Лена старше Кати, а Таня младше Лены. Кто из девочек младше всех? КатяЛена Таня
ЗАДАЧА Для Вани, Толи и Миши есть три пирога: с рисом, капустой и яблоками. Миша не любит пирог с яблоками и не ест пирог с капустой. Ваня не любит пирог с капустой. Кто что ест?
любит НЕ ЛЮБИТ ВАНЯ ТОЛЯ МИША РИС КАПУСТА ЯБЛОКИ