Тема красоты и гармонии человека с миром. Учитель русского языка ГБОУ школы 106 г. Санкт-Петербург Арестова Е. В.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентация к уроку по литературе (6 класс) по теме: презентация стихотворения М.Ю.Лермонтова "Три пальмы" на конкурс "Всё начинается с книги"
Advertisements

1. Чтение, восприятие и анализ стихотворения «Три пальмы» 2. Знакомство с новыми литературными терминами 3. Самостоятельная работа с текстом.
Восточное сказание. В песчаных степях аравийской земли Три гордые пальмы высоко росли. Родник между ними из почвы бесплодной, Журча, пробивался волною.
М.Ю.Лермонтов ( ). Тема природы и человека в балладе М.Ю.Лермонтова «Три пальмы».
М.Ю. Лермонтов «Три пальмы». В песчаных степях аравийской земли Три гордые пальмы высоко росли.
Вьюк – ноша, кладь, здесь уложенная на верблюда ; Урочный путь – определенный, условленный путь ; Пророк – истолкователь воли Бога ; Роптать - тихо возмущаться,
Методическая разработка по литературе (6 класс) по теме: Конспект урока по литературе в 6 классе М.Ю. Лермонтов "Три пальмы"
Автор: Астанина Дарья, ученица 6 класса ЧОУ «ООШ «Исток» Научный руководитель Файнберг Т.П.
Стихотворения М.Ю.Лермонтова «Три пальмы», «Листок», «Утёс».
Скучно Настроен на работу Радостно аллитерация антитеза сравнение метафора олицетворение эпитет композиция баллада Словарь литературоведческих.
Тема природы и человека в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Три пальмы»
Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Три пальмы». Выполнил ученик 6 класса Красильников Миша.
Контрольный тест по лирике М.Ю.ЛЕРМОНТОВА (материалы к уроку литературы в 6 классе)
Презентация к уроку чтения (4 класс) по теме: М.Ю.Лермонтов. "Когда волнуется желтеющая нива..."
Русский язык. 5 класс. Автор: Жилин О. Ю. Сочинение – описание по картине Фёдора Петровича Толстого «Цветы, фрукты, птица»
Описание состояния Описание состояниячеловека Урок развития речи в 7 классе Учитель: Петренко И.А. Описание состояния Описание состояниячеловека Урок развития.
Михаил Юрьевич Лермонтов Годы жизни: г. Место рождения: Москва Родители: Мария Михайловна, Юрий Петрович Бабушка: Елизавета Алексеевна Арсеньева.
Пейзажные зарисовки Сочинение-описание пейзажа в художественном стиле.
Береза – муза для пера русских поэтов и писателей. Постараемся увидеть образ березы и определить литературные приемы, которые помогли авторам произведений.
Что значит сформулировать авторскую позицию? Это значит самим понять, а потом изложить авторскую идею, авторскую позицию, то есть осознать и сформулировать:
Транксрипт:

Тема красоты и гармонии человека с миром. Учитель русского языка ГБОУ школы 106 г. Санкт-Петербург Арестова Е. В.

Чей портрет мы видим? Что можем рассказать об этом человеке? На что следует обратить внимание, рассматривая портрет?

М. Ю. Лермонтов «Три пальмы» восточное сказание

Опорная таблица Часть планаОпорная лексика 1. Тема 2. Идея 3. Художе- ственные средства

Отметьте слова, которые передают восточный колорит сказания, можно добавить перечень этих слов, рассматривая картину

Почему произведение обозначено как восточное сказание? Сказание – в фольклоре общее родовое название повествовательных произведений исторического и легендарного характера. В древних литературах сказанием именуют прозаические произведения с историческим и вымышленным содержанием

Какие чувства и настроения вызывает у вас это стихотворение? Почему? О чем поэт заставляет задуматься читателя?

Как называется этот художественный прием? Какую роль в стихотворении он играет? Гордые пальмы, почва бесплодная, от знойных лучей и сыпучих песков, роскошные листья, звучный ручей, влага студеная Этот прием называется эпитетом, он помогает точнее изображать картины природы и описывает чувства.

Какую роль играют в стихотворениях олицетворения? Найдите олицетворения. О чем мечтали пальмы до прихода каравана? И стали уж сохнуть от знойных лучей Роскошные листья и звучный ручей. И стали три пальмы на Бога роптать: «На то ль мы родились, чтоб здесь увядать? Без пользы в пустыне росли и цвели мы, Колеблемы вихрем и зноем палимы, Ничей благосклонный не радуя взор? Не прав твой, о небо, святой приговор!»

Как отнеслись пальмы к гостям? Как поступили люди с пальмами?

Что означают слова «питомцы столетий»? Как называется прием, где слово перефразируется в красочное сочетание? И пали без жизни питомцы столетий! Одежду их сорвали малые дети, Изрублены были тела их потом, И медленно жгли их до утра огнем. Такой прием называется перифразом

Благодаря каким словам пальмы предстают как люди? Какой прием использует здесь поэт? С какой целью? И пали без жизни питомцы столетий! Одежду их сорвали малые дети, Изрублены были тела их потом, И медленно жгли их до утра огнем.

Какие звуки повторяются? Почему? Какую картину рисует поэт? С какой целью М. Ю. Лермонтов использует этот прием? По корням упругим топор застучал, И пали без жизни питомцы столетий! Прием называется аллитерация – повторение однородных звуков.

Что противопоста вляется? С какой целью? Как называется этот прием? В песчаных степях аравийской земли Три гордые пальмы высоко росли. Родник между ними из почвы бесплодной, Журча, пробивался водою холодной, Хранимый под сенью зеленых листов От знойных лучей и сыпучих песков И ныне все дико и пусто кругом – Не шепчут листья с гремучим ключом; Напрасно Пророка о тени он просит – Его лишь песок раскаленный заносит, Да коршун хохлатый, степной нелюдим, Добычу терзает и щиплет над ним. Этот прием называется антитезой

Посмотрите на иллюстрацию: что осталось от оазиса после ухода каравана. Какой вывод мы можем сделать из того, что увидели? Какими словами из текста можно подтвердить.

Какой фрагмент иллюстрирует данный рисунок? Какие мысли и чувства передает художник в иллюстрации? Озаглавьте, используя текст.

Какой фрагмент иллюстрирует данный рисунок? Какие мысли и чувства передает художник в иллюстрации? Озаглавьте, используя текст.

Как вы поняли, какова же тема этого сказания? О чем и о ком стихотворение? Какова главная мысль произведения?

Такая опорная таблица должна получиться Часть плана Опорная лексика тема Тема красоты и гармонии человека с миром. идея Нельзя пользоваться природными богатствами, если думаешь только о собственном сегодняшнем благополучии. Художест- венные средства Олицетворение, перифраз, метафора, аллитерация, антитеза.

Какой нравственный урок дает своему читателю поэт? Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой - "НРАВСТВЕННОСТЬ" [нравственность] ж. 1) а) Совокупность норм, определяющих поведения человека. б) Поведение человека, основывающееся на таких нормах. 2) Моральные качества. Разрушение природы ведет к разрушению самого человека, его жизни.

Почему это стихотворение современно сегодня? Какие другие предметы школьной программы поднимают тему «Человек и природа»?

Список использованных изображений Портрет М.Ю. Лермонтова on_illustration_large/public/field/image/cf1160dc667340c 32df32633f3a39b7a.jpg?itok=ashUOQZV on_illustration_large/public/field/image/cf1160dc667340c 32df32633f3a39b7a.jpg?itok=ashUOQZV Изображение трех пальм Иллюстрация к произведению «Три пальмы» jpg Обложка к книге «Три пальмы» / jpg / jpg