Живописцы Древней Руси. Дионисий.. Дионисий. В отличие от других знаменитых иконописцев Древней Руси, Феофана Грека и Андрея Рублева, биографические сведения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ИКОНОПИСЬ И МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ. Период XIV-XV вв – период наивысшего расцвета древнерусской иконописи Представления о реальном человеке и ценности.
Advertisements

ЖИВОПИСЦЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ, или о том, как жили и работали мастера иконных дел. И он, пишучи святую икону, только по субботам и по воскресеньям причащается.
Иконопись План конференции Сообщения о биографии мастеров древнерусского искусства Сообщения о биографии мастеров древнерусского искусства Особенности.
Традиция иконописи на Руси. Истоки древнерусской иконописи Византийские Византийские Традиции эллинизма Традиции эллинизма Сирийские, коптские, сербские,
Искусство Средневековой Руси (иконопись). Богоматерь Оранта. Фрагмент мозаики из собора Св. Софии в Киеве. Около гг.
Древнерусская живопись Урок МХК в 10 классе Учитель М.В. Хлебникова.
Выполнила: Сулейманова А.И Группа:М Подгруппа 2 Проверила: Евдокимова А.Н Изобразительное искусство Древней Руси.
Обучающиеся 4 «А» класса МБОУ СОШ 4 г. Льгова Преподаватель ОПК: Стрельникова Г.Н. Кл. руководитель: Шестопалова Т.В. Иконография: РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО.
Иконопись в Древней Руси...её сияющие краски, сильные и яркие, её ритмические силуэты, певучие и мягкие, её просветленные лики, ласковые и поэтичные, её.
Баландина Владислава 9 класс «в» ИКОНОПИСЕЦ И ЖИВОПИСЕЦ, ОДИН ИЗ ВЕЛИЧАЙШИХ ХУДОЖНИКОВ ДРЕВНЕЙ РУСИ ИКОНОПИСЕЦ И ЖИВОПИСЕЦ, ОДИН ИЗ ВЕЛИЧАЙШИХ ХУДОЖНИКОВ.
Презентация: Плугатаренко О.В.. Творчество Андрея Рублёва Произведения Андрея Рублёва принадлежат к высшим достижениям русского и мирового духовного искусства,
Ученик 10 класса Захаров Дмитрий. Андрей Рублев (+ ок.1430), иконописец, ученик Феофана Грека, преподобный. Сперва был послушником у преподобного Никона.
Иконография Образы Богоматери Иконостас Исторические сюжеты в иконописи
Д р е в н е р у с с к а я и к о н а. И К О Н О С Т А С.
Жизнь и творчество Феофана Грека. Подготовила: Подготовила: ученица 7 «А» класса ученица 7 «А» класса Белякова Анна. Белякова Анна.
План урока 1.Первые иконы из катакомб в Риме. 2.Христианские символы. 3.Приемы используемые при создании икон. 4.Чем отличается икона от картины. 5.Устройство.
РОССИЯ: ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР МОЗАИК И ФРЕСОК XI-XVII ВЕКОВ.
«ЗОЛОТОЙ ВЕК» РУССКОЙ ИКОНОПИСИ. познакомиться с историей развития древнерусской иконописи, с изготовлением древнерусских икон;
Русская икона IX-XVII веков Виды икон Иконописные сюжеты и образы Символика цвета в иконе.
Искусство периода образования Российского государства Учитель Солодова О.Р. МБОУ «Белокурихинская СОШ 1»
Транксрипт:

Живописцы Древней Руси. Дионисий.

Дионисий. В отличие от других знаменитых иконописцев Древней Руси, Феофана Грека и Андрея Рублева, биографические сведения о которых почти не сохранились, Дионисий представляет собой редкое исключение. И хотя даты рождения и смерти его весьма приблизительны, о творчестве мастера, его работах и заказах известно довольно многое. Исключительная судьба, талант и высокие покровители - великий князь и высшие духовные особы - обеспечили самые благоприятные условия для творчества мастера.

"Богоматерь Одигитрия« Излюбленный мастером светло-золотистый фон, пурпурный мафорий (одеяние) Богоматери, ее торжественная поза и славословящие ангелы создали общий величественный строй образа.

«Распятие» Несмотря на ужас страданий и смерти, «Распятие» – икона праздничного чина. Более того, это наиболее значительный праздник, потому что распятие Христа – ключевое событие истории, открывшее человечеству совершенно новые истины. В этом событии и в этой теме сильнейший драматизм сочетается с великой радостью одухотворения, обновления земной жизни.

При всей грандиозности темы иконография «Распятия» внешне немногословна и представляет нам лишь самые важные факты происходящего. На фоне стены Иерусалима изображен распятый на кресте Христос. Крест воздвигнут на горе Голгофе, в пещере которой (это самая нижняя часть иконы, обозначающая преисподнюю) изображен череп Адама (по преданию, Христос был распят на месте погребения Адама). По сторонам креста (в средней, земной части) – две симметричные группы фигур: слева Богоматерь и святые жены, справа Иоанн Богослов и римский сотник Лонгин, которого распятие Христа обратило в христианскую веру. В верхней (небесной) части иконы фигуру Христа окружают крылатые ангелы.

Необыкновенное живописное решение, которое в данной иконе создает внутреннее движение огромной значимости и вызывает ощущение необычайности происходящего. Прежде всего это движение задается по вертикали: вытянутостью самого формата, удлиненными пропорциями фигур, невероятно удлиненной фигурой Христа, ее мощным подъемом вверх. «Распятие» не может быть выражено, например, в квадрате, так как в самой теме очень большое вертикальное движение. Вертикальное движение пронизывает все три символических пространства иконы, и его центральной осью как по форме, так и по образу является крест.

Колорит иконы сдержанный. Его основные доминанты – цвет тела Христа, золотой фон и черный крест, драматически разрезающий золотое пространство. Распятие Христа вызывает мысли не о его земной муке, а о высокой идее подвига Богочеловека.

Наиболее значительной работой Дионисия стали монументальные росписи - фрески собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря ( ). Здесь художник трудился не один, а с сыновьями и подмастерьями.

Ферапонтов монастырь. Фрески Дионисия.

«О тебе радуется», Фрагмент фрески храма Ферапонтова монастыря. Фреска наполнена множеством фигур, небесных сил, окружающих Богоматерь (ангельский собор) и предстоящих людей (человеческий род). Среди них - цари, патриархи, священнослужители, простой народ - женщины и мужчины. Все они прославляют Богоматерь, восседающую на престоле с младенцем на руках.

Иконописный акафист Богородице "Акафист" - цикл торжественных песнопений в честь Богоматери, прославляющих ее в полных высокой поэзии символических образах. "Жанр" торжественно- прекрасного, "украшенного" лирического песнопения был наиболее созвучен творческой индивидуальности Дионисия.

Николай Чудотворец

Чудо в Канне Галилейской

Богоматерь с архангелами Михаилом и Гавриилом

Один из Вселенских соборов (в храме фрески всех семи Вселенских соборов).

Каковы же особенности живописи Дионисия? Его цвета – сочетание золотистых, зеленых, малиново-лиловых, оливковых и белых тонов. Нарядные, написанные яркими красками иконы и фрески представляли идею торжества. Излюбленные сюжеты – праздники, многолюдные торжества, темы славы и величаний. Дионисий выписывал чрезмерно удлиненные фигуры с плавными движениями и жестами. Идеально возвышенные образы, парящие фигуры. Использовал прием «пустого центра», помещая фигуры богоматери и Иисуса среди других персонажей.

- Феофан Грек – 2 пол. 14 в. Властный, суровый, эмоционально насыщенный живописный язык. Монументальность, экспрессия форм и линий. Насыщенный, контрастный колорит. Смелые образы нарушающие иконографические схемы. - Андрей Рублев – кон. 14 – нач. 15 вв. Совершенство пластики и мягкость линий. Проработанность форм. Удивительно сложный и гармоничный колорит, сочетание тончайших цветовых градаций и мягкого контраста. - Дионисий – кон. 15 в. Развил направление, взятое Рублевым. Пластичность линии, вытянутые пропорции. Нежный, мягкий колорит, создающий праздничное и торжественное впечатление. Светлые оттенки красивейших розовых, золотисто- охристых голубых и зеленых.