Подготовила: учитель русского языка и литературы Дудина Е.А.
"Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей". Д. Пойа Дьёрдь Пойа
Интеграция является относительно новым веянием в образовательном процессе (это понятие в российскую педагогику пришло в 80-е годы и стало обозначать высшую форму межпредметных связей) и становится востребованным в современной школе, где развернуты активные поиски инновационных педагогических технологий. А при переходе школы к профильному образованию интеграция – одна из основных требований его успешной реализации.
Под интегративной технологией понимается такой способ организации учебного процесса, при котором наиболее полно, в комплексе дидактических материалов, обеспечиваются содержательные межпредметные связи, предусматривающие интеграцию различных видов деятельности, с целью формирования и развития у школьников интегративного мышления, являющегося основой их обучения.
Интеграция – это средство интенсификации урока.
Интегративная система предполагает равномерное, равноправное соединение родственных тем всех школьных предметов, изучение которых взаимно переплетается на каждом этапе урока.
Основная цель интеграции – это создание у школьника целостного представления об окружающем мире, т.е. формирование мировоззрения.
Увеличение доли проблемных ситуаций в структуре интеграции предметов активизирует мыслительную деятельность школьника, заставляет искать новые способы познания учебного материала, формирует исследовательский тип личности.
Интеграция ведет к увеличению доли обобщающих знаний, позволяющих школьнику одновременно проследить весь процесс выполнения действий от цели до результата, осмысленно воспринимать каждый этап работы.
Интеграция увеличивает информативную емкость урока. Интеграция позволяет находить новые факторы, которые подтверждают или углубляют определенные наблюдения, выводы учащихся при изучении различных предметов.
Интеграция является средством мотивации учения школьников, помогает активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся, способствует снятию перенапряжения и утомляемости.
«Реакция удивления» - «Вот где еще это возможно, где это существует, как это может выглядеть, звучать и т.д.» «Сравнение» - «Вот вы недавно строили на уроке (указывается предмет) схему (какую). Помните? Посмотрите, как это похоже на то, что мы делаем сегодня» «Напоминание» - прием, обычно проводимый через заимствованный материал (например, рисуя на уроке какое-то животное, спрашиваем, что помнят о нем учащиеся). «Ожидание узнавания или мнимая ошибка» - введя элемент материала, известного по другому уроку, делаем паузу, ожидая продолжения, или нарочно поступаем неточно, ошибочно, предлагая эту ошибку исправить.
Урок-защиты проектов в 10 классе по теме Жизнь, творчество, судьба А.П.Чехова. Специалисты из разных областей наук: историк – биография А.П.Чехова (по хронологической таблице дает сравнение исторических событий и этапов жизни Чехова); географ – заочная экскурсия По чеховским местам (места пребывания Чехова даны на самостоятельно составленной карте); литературовед – творческая мастерская писателя; медик – Чехов – врач земский; педагог – Чехов – воспитатель; искусствовед – театр в судьбе Чехова.
Хотелось бы, чтобы мы – педагоги помогали детям увидеть красоту и целостность окружающего мира.
Литература: 1.Бархаев Б.П. Педагогические технологии воспитания и развития//Школьные технологии С Блага К. Шебек М. Я - твой ученик, ты - мой учитель. - М.:Просвещение, с. 3.Бухвалов В.А, Технологии работы учителя - мастера. Пед.центр Эксперимент. -Рига, с. 4.Гольдин А.М. Школа - парк одна из моделей свободного образования// Педагогические технологии С Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. - М.: Знание, с. 6.Зарубежная литература. Пособие по факультативному курсу для учащихся классов. - М.: Просвещение, 1984.