Искусство анимации как средство развития речи детей младшего школьного возраста Формирующий эксперимент «ВОРОНА» ГОУ СОШ 255
Гипотеза Если мы создадим эмоциональную включенность в восприятие художественного произведения ребенка младшего школьного возраста, используя потенциал анимации и мультипликации То это приведет к запуску разных механизмов воображения ребенка, дающих на выходе развернутую, содержательную, эмоционально окрашенную речь
УСЛОВИЕ 1 Блок занятий и кадры Будет создан блок занятий по развитию речи детей младшего школьного возраста средствами анимации и мультипликации Анимация и мультипликация – по форме, содержанию и традиции близки и актуальны детскому восприятию. Блок занятий, обеспечивая последовательность шагов в работе с мультфильмом, гарантирует удержание эмоционального интереса и включение всех видов воображения
УСЛОВИЕ 1(продолжение) Учителя начальной школы примут идею речевого развития детей средствами анимации и, овладев методикой, будут использовать в своей деятельности Это даст возможность получить результат именно по этой методике
УСЛОВИЕ 2 Отбор мультфильмов Выбираем художественные анимационные произведения, где отсутствует речь персонажей и любая закадровая речь. Это стимулирует активизацию имеющегося словарного запаса ребенка, а также речевого высказывания.
УСЛОВИЕ 2 Отбор мультфильмов (продолжение) Произведения содержат базовые гуманистические ценности Это пробуждает человеческое в Человеке Вызывает потребность стать в отношение к увиденному, внутренне отнестись к содержанию, подумать и высказаться по этому поводу
УСЛОВИЕ 3 Мотивация Главное условие методики: На каждом этапе работы организуются условия для пробуждения и удержания мотивации Это превращает ребенка из зрителя в деятеля. Побуждает родиться внутреннюю речь, которая объективируется в форме монологов, диалогов персонажей, эссе и т.д.
УСЛОВИЕ 3 приемы мотивации Создаем проблемную ситуацию, организуем диалоговое взаимодейств ие, предлагаем игровую и проектную деятельность Это держит детей включенными в процесс не с помощью внешнего принуждения, а собственного внутреннего побуждения. Стимулирует работу всех видов воображения, а также мышления через проживание и осмысление собственного жизненного опыта, создавая условия для творчества. Происходит эффект полного цикла: знание, сознание, осознание и создание собственного продукта.
Блоки занятий Блок 3 Блок 2 Блок 1 «Как обманули змея»
«Как обманули змея» 1. Работа в группах. На группу раздаются разрезанные кадры из мультфильма. Задача: сложить картинку, понять, что изображено, дать название кадру. 2. Диалоговое взаимодействие: каждой паре участников выдается черно-белый кадр мультфильма. Задача: раскрасить совместно, обсудить, кто изображен и что происходит, дать название кадру. 3. По мере готовности кадры выкладываются участниками в одну линию. Начиная со второго рисунка, происходит совместное обсуждение последовательности изображенных событий. В результате выстраивается несколько версий сюжета, а в обсуждение оказываются вовлеченными 95 % ребят. 4. Заслушиваются две-три версии как от групп, так и самостоятельно мыслящих учеников. 5. Просмотр произведения. (внимание зрителей - максимальное), в процессе просмотра поощряется озвучивание.
6. Составление речи персонажей (диалога, монолога) по тому кадру, который раскрашивали в паре. 7. Прослушивание получившегося «диафильма». 8. Работа в группах: создание собственного продукта (объективирование речи)– устная речь: интерпретация сюжета, озвучивание персонажей в отдельных сценах или во всем сценарии, проникновение в проблему своего персонажа, обвинение/защита (дебаты) позиции персонажа, и т.д. письменная речь: эссе, монологи и диалоги персонажей, афиша, аннотация и т.д. 9. Рефлексия.