Материал подготовила Морозова Наталья Терентьевна, учитель русского языка и литературы МОУ « Павловская средняя общеобразовательная школа »
Аксакова по праву можно назвать одним из первых исследователей русского эпоса. Этой проблемой он занимался в х годах. К.С. Аксаков. Литография П.Ф. Бореля
Аксаков в детстве не раз слышал рассказы об Илье Муромце – очевидно, прозаические пересказы былин. Особенно ему запомнился сюжет о том, как два старца исцелили Илью, сиднем сидевшего тридцать лет, и одарили его богатырской силой. Детские воспоминания и сподвигли его на исследовательскую работу.
Помимо народных рассказов и « печатной сказки с лубочными картинками », Аксаков исследовал и отдельные публикации былин в сборнике Кирши Данилова в издании Калайдовича. Этот сборник « служит главным источником всех сведений наших по части песен о богатырях и времени Владимировом ».
В обширной статье « Богатыри времен великого князя Владимира по русским песням » Аксаков рассмотрел весь состав русского эпоса, правильно выделив его основное сюжетное ядро – былины киевского ( или Владимирова ) цикла. Целенаправленно сопоставляя содержание былин с летописями, Аксаков поставил вопрос об исторической достоверности народных эпических песен и, соответственно, об их временной и географической приуроченности. Статья К.С. Аксакова «Богатыри времён великого князя Владимира..»
Происхождение былин Аксаков связывал с годами княжения Владимира I. Как более поздние он выделил былины новгородские, а также исторические песни времён Ивана Грозного.
« Народ, продолжая петь старые песни о битвах богатырских с врагами, был тревожим новыми врагами, вызывавшими его на новые битвы. Образы этих новых врагов заменяли в его воображении образы врагов древних. Так татары заступили в песнях место печенегов и казар … Орда, в песнях. Каким - то чудом зашла в мир и эпоху Владимира »
Пир складчиной – явление совершенно русское и древнее. Например, новгородский пир вскладчину во время церковного праздника Николина дня. Братчиной распоряжался специальный староста, а каждый из принявших в ней участие вносил свою долю (« сыпь »). Пир у князя Владимира. За столом сидят все богатыри вместе без деления на сословия.
Добрыня Никитич отличается добротой и прямодушием. Он всегда является олицетворением вежливости и изящного благородства.
Алёша Попович – « хитрый плут, берёт обманом и скоро готов на худое », хотя ему нельзя отказать в молодецкой удали.
Выше всех богатырей и самого князя поставил Аксаков крестьянина Илью Муромца. Это « могучий, спокойный, важный и тихий образ » являет собой « полное и великое сочетание силы духовной и телесной ».
В Илье Муромце видел Аксаков олицетворение национальных качеств народа : « Как он спокоен, как медлит идти на бой, как он долготерпелив, и только в крайнем случае, когда лопнуло наконец его терпение, и вооружается он всею грозною своею силой, - как он необоримо могуч и велик. В этом образе любимого русского богатыря как не узнать образа самого народа.» Илья Муромец и Соловей-разбойник
Народная фантазия создала нечеловеческую мощь великана Святогора – «образ силы необъятной, чисто внешней, материальной, не нужной и бесполезной даже тому, кто ею обладает. Эта сила уже без воли. Здесь сила приближается уже к стихии, как сила воды, ветра, и не возбуждает ни зависти, ни соревнования» Святогор и Илья Муромец Святогор и перемётная сума