Бородина Т.Л. CASE-STUDY КЕЙС-СТАДИ Как создать кейс?
Откуда берутся "кейсы" ? Пишут опытные преподаватели (или подбирают подходящий материал) Готовят группы студентов (помощников или аспирантов) под руководством преподавателя Берутся из банков готовых кейсов (интернет)
Виды ситуаций Иллюстративные ситуации (блиц-ситуации). Ориентированы на формирование профессиональ- ного языка и умения идентифицировать проблему в кейс-технологии, общий объем не более одной страницы. Нормативные ситуации (чаще всего с элементами задачи). Имеют определенные расчетные или нормативные параметры, позволяю- щие провести анализ и найти однозначный ответ. Эти ситуации главным образом предназначены для контроля знаний по пройденному теоретическому материалу. Данный тип задач может иметь несколько уровней сложности в зависимости от исходной степени структурирования представленного в ситуации материала. Например, наличие избыточной информации, отсутствие четкой формулировки проблемы и поставленной задачи, неочевидность алгоритма, необходимого для решения имеющейся проблемы в ситуации, и т.д.
Виды ситуаций Функциональные ситуации. Характерны наличием проблем, лежащих в четко очерченной функционально-предметной области, что требует от слушателя знания теоретических разделов соответ- ствующей дисциплины. Наряду с числовыми дан- ными, как правило, имеется противоречивая информация, усиливающая фактор неопределен- ности в выборе решения. В таких ситуациях обычно заранее известно правильное решение, но оно не исключает наличия альтернативных, не менее привлекательных. Особое внимание здесь уделяется аргументации и степени доказательности выбранного решения. Тем самым функциональные ситуации ориентированы на развитие инноваций через предметное знание.
Виды ситуаций Стратегические ситуации. Не имеют, да и не могут иметь однозначность решения из-за невозможности определить влияние нестабильных факторов, которые всегда присутствуют в реальных системах. Это класс наиболее сложных ситуаций, так как множество противоречивых критериев выбора не позволяет окончательно оценить эффективность выдвигаемого решения. Привлекательность же таких ситуаций состоит в том, что они ориентированы на формирование инноваций через концептуальное знание и тем самым работают на формирование ключевой компетенции.
Любой вышеназванный вид проблемной ситуации может быть построен разными способами в зависимости от способа оформления текста, содержащего проблему, скрытые вопросы. 1-й способ заключается в представлении ситуации в виде новой и сложной информации для обучаемых. Данный способ предполагает в процессе работы обучаемых над кейсом с целью заостре ния внимания к новым объектам или их свойствам искать ответ на вопросы: «Что это значит?», «О чем говорит (свидетельствует) данная информация (факты) и т. п.?».
2-й способ создания проблемной ситуации рассмотрение противоречивой информации, разные взгляды на один и тот же вопрос. Для того чтобы выявить проблему, необходимо обнаружить противоречивый характер связи между явлениями и установить природу противоречия или понять, что данное противоречие лишь кажущееся.
3-й способ состоит в создании проблемной ситуации неполное представление содержания, причем сложность данной ситуации будет различна в зависимости от того, есть ли указание на то, что данное содержание полно или обучающийся должен сам понять это и заняться поиском материала. Осознавая проблемную ситуацию, обучаемый должен выделить или самостоятельно найти его части и синтезировать их в единое целое.
Этапы работы над кейсом Подготовка (выбор проблемы и организации) Сбор данных, интервьюирование Написание первого варианта КС, подбор учебного материала повышенной трудности Редактирование и проверка цифр и фактов Ознакомление с разработкой компетентных лиц и разрешение на ее использование в учебном процессе
Этапы работы над кейсом Подготовка (выбор проблемы и организации) Сбор данных, интервьюирование Написание первого варианта КС, подбор учебного материала повышенной трудности Редактирование и проверка цифр и фактов Ознакомление с разработкой компетентных лиц и разрешение на ее использование в учебном процессе
Требования к хорошему кейсу Фабула, история, ситуация - Реальная, интересная, жизненная Конфликт -Напряженность, психологичность, неоднозначность, профессиональность Проблема - Сложность и скрытый характер проблемы Концепция - Должна быть основой кейса Действия - Многовариантность, реальность, напряженность Персонажи - Привлекательны, обладают выраженными личностными качествами Решения - Возможность принятия решений, их многовариантность, неоднозначность, наличие риска Опыт - Концентрируется в содержании Информация - Информативность и многоплановость Объем - Краткость
При разработке или оценке содержания конкретной ситуации важно учитывать ряд обязательных требований: пример должен логично продолжать содержание теоретического курса и соответствовать будущим профессиональным потребностям сегодняшних учащихся; сложность описанной ситуации должна учитывать уровень возможностей учеников, т. е. быть в меру сложной, чтобы, с одной стороны, быть по силам, а с другой вызывать желание с ней справиться и испытать чувство успеха; содержание должно отражать реальные профессиональные ситуации, а не выдуманные события и факты; ученикам должны быть предоставлены четкие инструкции работы над конкретной ситуацией.
Источники информации статьи в периодической печати специализированные и конференции; организации, сотрудничающие с учебным заведением; педагогическая деятельность в сфере переподготовки; представители высшего и среднего управленческого звена; личные связи коллег, студентов, выпускников.
Методы исследований используемые в кейсах Свободное интервью Полуструктурированное интервью Групповые беседы Включенное наблюдение Анализ документов SWOT анализ PEST анализ Системный анализ
М ЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ КЕЙСА Технологическая схема создания кейса Определение того раздела учебной программы, которому посвящена ситуация, описывающая проблему. Формулирование образовательных целей и задач, решаемых в процессе работы над кейсом. Определение проблемы ситуации и создание обобщенной модели (обратить внимание, что вид ситуации надо выбрать: жизненная, учебная, научная). Поиск аналога обобщенной модели ситуации в реальной жизни, образовании или науке.
М ЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ КЕЙСА Определение источников и методов сбора информации. Выбор техник работы с данным кейсом. Определение желаемого результата по работе обучаемых с данным кейсом (составление листа оценки). Создание заданной модели. Апробация в процессе обучения.
Требования к обучающему кейсу В КС должна быть выделена центральная проблема, она не должна «лежать на поверхности», до нее нужно «докапываться», используя представленную информацию В КС обсуждается то, что в ней написано, ней должен быть определенный недостаток информации для принятия решения КС не должна подводить к «единственно верному» решению, необходимо обеспечить возможность различных реакций на одну и ту же проблему, она должна побуждать слушателей к принятию решения, что служит основой для дискуссии
СТРУКТУРА и СОДЕРЖАНИЕ КЕЙСА Титульный лист КС (заголовок, автор, год, «…данная КС подготовлена для ее обсуждения в...») Вводная часть КС (главные персонажи, название и направления деятельности организации, временные рамки, краткое описание проблемы – как она видится участникам событий) Основная часть КС (история организации; внешняя среда; расширенное описание проблемы – общее состояние дел в ситуации, взаимодействие персонажей, возможные альтернативы в решении проблемы)
СТРУКТУРА и СОДЕРЖАНИЕ КЕЙСА Окончание (установление «последней даты» - момента возникновения проблемы или момента принятия решения, определение срочности в решении проблемы) Приложения (основные даты в развитии событий, схема организационной структуры, иные статистические данные) Вопросы для обсуждения (наиболее общими вопросами являются: с какой проблемой столкнулись действующие лица, организация, какой выход из положения можно порекомендовать, аргументируйте рекомендации)
СТРУКТУРА и СОДЕРЖАНИЕ КЕЙСА Информационное обеспечение кейса дополнительная информация повышенного уровня сложности по учебной теме, но не решающая проблемы, а помогающая в них разобраться Тезаурус – материал, который учащиеся должны запомнить.
Советы по написанию кейса Разделяйте процессы работы над наброском и редактированием. Будьте точны в выборе слов, избегайте профессионального жаргона. Используйте диаграммы, схемы, рисунки, сводные таблицы Справочный материал выносите в приложения Описывайте ситуацию в прошлом времени Формируйте четкие параграфы
Основные этапы создания кейсов Формирование дидактических целей кейса. Определение проблемной ситуации. Построение программной карты кейса, состоящей из основных тезисов, которые необходимо воплотить в тексте. Поиск институциональной системы (фирма, организация, ведомство и т. д.), которая имеет непосредственное отношение к тезисам программной карты. Сбор информации в институциональной системе относительно тезисов программной карты кейса. Построение или выбор модели ситуации, которая отражает деятельность института; проверка ее соответствия реальности. Выбор жанра кейса. Написание текста кейса. Диагностика правильности и эффективности кейса; проведение методического учебного эксперимента, построенного по той или иной схеме, для выяснения эффективности данного кейса. Подготовка окончательного варианта кейса. Внедрение кейса в практику обучения, его применение при проведении учебных занятий, а также его публикацию с целью распространения в преподавательском сообществе; в том случае, если информация содержит данные по конкретной фирме, необходимо получить разрешение на публикацию. Подготовка методических рекомендаций по использованию кейса: разработка задания для учащихся и возможных вопросов для ведения дискуссии и презентации кейса, описание предполагаемых действий учащихся и преподавателя в момент обсуждения кейса.