Тишина Е.А., Правдюк Л.С., учителя начальных классов МОУ СОШ 6, г.Георгиевска 2009 год
познакомить детей с биографией и творчеством Л.Н.Толстого; продолжить работу по воспитанию нравственных качеств человека; Старость надо уважать.
*учить находить главную мысль произведения, подтверждать свои суждения цитатами из текста; *развивать логику; *совершенствовать технику чтения; *воспитывать уважение и сострадание к старым людям, родителям.
портрет писателя, выставка книг Л.Н.Толстого, мультимедийный проектор, презентация, рисунки учащихся на тему «Моя семья» работа с художественным текстом
развитие критического мышления через чтение и письмо чтение с остановками, обращение к личному опыту учащихся, кластер, поиск ответов на поставленные в I части вопросы, проверка первоначальных предположений, ответы на вопросы, работа в парах.
« Почитай отца своего и мать свою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле » Библия, Ветхий Завет
Ход у рока
Предлагается соединить начало и конец пословиц, чтобы получились верные высказывания и объяснить их смысл : Вся семья вместе … … тот вовек не погибает. Кто родителей почитает … … детки же и горе. Детки - радость … … и душа на месте. Работа в парах.
- Запишите в тетради, как вы понимаете слово « семья ». Чтение ответов детей ( по выбору учителя ) и обсуждение. - Попробуйте ответить на вопрос, почему люди создают семью. - Рассмотрите выставку рисунков « Моя семья ». Задайте вопросы авторам рисунков.
Вопросы и задания : - Есть ли в вашей семье старые люди ? - Сравните ваши рисунки с иллюстрацией в учебнике. - Что вы можете сказать об этой семье ? - Кто, на ваш взгляд, самый беспомощный в семье ? - Кто и почему должен быть опорой для дедушки ?
Целевая установка перед чтением текста - Сегодня мы знакомимся с рассказом Л. Н. Толстого « Старый дед и внучек »? Что вы знаете об авторе ? Какие его произведения вы читали ? - Что объединяет рассказы Л. Н. Толстого для детей ? - Прочитаем текст и попытаемся понять, какой совет даёт нам автор ?
Вопросы : - В чьей семье живёт дедушка ? - Объясните слово « невестка ». Задание : - Составьте кластер – описание данной семьи. Семья ДЕД МАТЬ ВНУК ОТЕЦ
Вопросы и задания : - Как вы думаете, всегда ли дедушка был таким беспомощным ? Выборочное чтение - Почему деда стали кормить за печкой ? - Что сделала невестка, когда дедушка разбил чашку с едой ? - Как повёл себя старик ?
Вопросы и задания : - Подберите к слову « слаживает » синоним. - Что делал Миша из дощечек ? - Что такое лоханка ? - Прочитайте диалог отца и сына в лицах - Как вы думаете, что почувствовал отец, услышав ответ сына ?
Вопросы : - Почему родители Миши заплакали ? - Как изменилась жизнь дедушки после этого случая ? Составим кластер последовательности событий в рассказе. за печкой обед в лоханке обед в лоханке лохань для родителей Достойное отношение
Вопросы и задания : - Прочитайте пословицу и соотнесите её с рассказом. - Что значит почитать старших ? - Какой же совет даёт нам автор ? Прочитайте цитату из Библии, записанную на доске, вспомните всё, о чём мы говорили на уроке, и сделайте вывод, чему хотел научить нас автор рассказа ? Задание : составить синквейн слова « семья », (« старость »)
( в помощь учителю )
« Почитай отца своего и мать свою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле » Библия, Ветхий Завет