Основной пафос «Маленьких трагедий» – попытка показать в разных аспектах ценность нравственных законов, их непреложность.
Пушкин показывает несколько вариантов отхода людей от нравственных законов (по разным причинам) и приходит к выводу, что любой отход приводит к деградации личности, человек лишается самого главного – смысла своего бытия.
Пушкин как бы кладет на одну чашу весов нравственный закон, а на другую помещает попеременно человеческие соблазны.
В «Скупом рыцаре» – это власть. Для Барона скупость и накопительство – не цель. Золото и деньги для него лишь олицетворение власти над людьми. Ему достаточно даже не самой власти, а осознание собственной силы, возможности того, что «стоить лишь захотеть…».
Под воздействием этой страсти происходит постепенная деградация человека в Бароне. Нравственные ценности замещаются у него жаждой власти.
В результате в Бароне не остается никаких человеческих черт, чувств – ни любви к сыну, к ближнему, ни сострадания. Последние его мысли перед смертью о ключах.
«Ужасный век, ужасные сердца!»
В «Моцарте и Сальери» это слава. Сальери всю жизнь добивается славы, но, достигнув ее, понимает, что природа творчества иная – пример тому Моцарт.
Творчество, по Пушкину, это воплощение радости жизни, чувства полноты бытия. Сальери свою творческую деятельность подчинил совсем иному – для него главное не творчество, но то, что это творчество дает – успех, славу. Жажда славы порождает в Сальери зависимость от толпы.
Сальери начинает завидовать Моцарту. Моцарт создает гениальные произведения, но именно потому, что не ставит своей целью славу и шумный успех. Своим существованием Моцарт опровергает систему ценностей Сальери, и для Сальери представляется выход – отравить Моцарта.
Ты заснешь надолго, Моцарт!
Злодейство – результат ложного пути, результат нарушения нравственного закона.
В «Каменном госте» Пушкин на противоположную нравственному закону чашу весов кладет волю личности. Философия Дона Гуана – философия индивидуализма. Он умело манипулирует сознанием людей. Сцена явления Статуи Командора – высшее наказание «своевольному» человеку за попытку состязаться с Богом.
«О, тяжело пожатье каменной его десницы!»
В «Пире во время чумы» Пушкин на противоположную нравственному закону чашу весов кладет смерть. Осознание неизбежности смерти преследует всех живых существ.
Герои «Пира…» как бы задают самим себе и окружающим извечный вопрос: какой смысл этой жизни, если рано или поздно она все равно прекратится, все будет прах, все позабудется?
Герои веселятся, предаются разврату и пьянству, но во всем этом мало радости – повсюду чувствуется смерть. И основное, что заставляет их веселиться, - это страх смерти. Их веселье – это не ощущение полноты жизни, радости бытия.
«Маленькие трагедии» – философский манифест Пушкина, отражение его представлений о творчестве и о смысле жизни.