Полякова Наталья Петровна МОУ Комсомольская средняя общеобразовательная школа Жизнь на уроке должна стать подлинной (МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ХАРАКТЕР ОБУЧЕНИЯ)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Метапредметный подход как условие реализации новых стандартов Метапредметный подход как условие реализации новых стандартов Л.Н.Калинкина, педагог-психолог.
Advertisements

Мыследеятельностная педагогика Мыследеятельностная педагогика является продолжением теории развивающего обучения В.В. Давыдова.
М ЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ. С ОВРЕМЕННЫЕ УЧЁНЫЕ, РАЗРАБАТЫВАЮЩИЕ ИДЕИ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ПОДХОДА А.Г. Асмолов, д.пс.н. А.В. Хуторской, д.п.н. Ю.В.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД и метапредметные технологии В ОБРАЗОВАНИИ Классен С.В., учитель математики МБОУ «Красногвардейская гимназия» Красногвардейского района.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД РЕАЛИЗУЕМ ТРЕБОВАНИЯ ФГОС Наталья Львовна Галеева, профессор кафедры УОС МПГУ, канд. биол. наук, доцент galeeva-n.ucoz.ru galeeva-n.ru.
М ЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ ( В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ )
Смысл и назначение метапредметного подхода в образовании Современный урок.
Формирование метапредметного содержания образования в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов общего среднего(полного)
Метапредметность.. Мета – над, общее, интегрирующее.. МЕТА... (от греч. meta между, после, через), часть сложных слов, означающая промежуточность, следование.
Проектирование уроков развивающего обучения в свете достижения метапредметных результатов образования. Проектирование уроков развивающего обучения в свете.
Городской методический семинар Тема: «Метапредметные технологии как средство реализации современных целей образования» Южноуральск, 2012.
М ЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ Волкова Л.В. (в презентации использованы фрагменты презентации Н.В. Громыко), Пермь, 2010 г.
Проектировочный семинар-практикум: «Метапредметный подход в обучении младших школьников» Федотова А.В., методист ГИМЦ.
III Фестиваль инновационных образовательных технологий развития базовых способностей учащихся «Оценка реального метапредметного результата» марта.
Метапредметный подход в образовании при реализации новых образовательных стандартов 2012 г.
Хвоинская В.А., МБОУ СОШ 13, г. Сургут Способы достижения метапредметных результатов. Хвоинская В.А., МБОУ СОШ 13, г. Сургут 1.
С ценировани е и проведени е учебного «метапредметного» занятия По материалам Н.В. Громыко и анализа выступлений конкурсантов разных лет.
М ЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ Волкова Л.В. (в презентации использованы фрагменты презентации Н.В. Громыко), Пермь, 2010 г.
Метапредметный подход в образовании Смирнова Е.В., учитель английского языка.
Метапредметный подход в образовании при реализации новых образовательных стандартов 2012 г.
Транксрипт:

Полякова Наталья Петровна МОУ Комсомольская средняя общеобразовательная школа Жизнь на уроке должна стать подлинной (МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ХАРАКТЕР ОБУЧЕНИЯ)

В новой версии ФГОС впервые сказано о необходимости и о требованиях к метапредметному образовательному результату обучения в средней школе. Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. 2

Ключевые вопросы Что такое метапредметность, метадеятельность, метазнания, метаспособы? Как они соотносятся друг с другом? Что такое метапредметы? Где их взять (или как их разработать)? Кто их будет вести? Как изыскать возможность их включения в учебный план при сегодняшней перегрузке учебного материала? Как увязать необходимость реализации принципа метапредметности в обучении с качественной подготовкой к ЕГЭ? Существуют ли другие пути обеспечения принципа метапредметности в школе? Какие технологии и методики способствуют формированию метапредметных результатов? 3

СЛОВАРЬСЛОВАРЬ Метадеятельность - универсальная деятельность, которая является "надпредметной". Метазнания - знания о знании, о том, как оно устроено и структурировано; знания о получении знаний, т.е. приёмах и методах познания (когнитивных умениях). Метаспособы - методы, с помощью которых человек открывает новые способы решения задач, строит нестереотипные планы и программы, позволяющие отыскать содержательные способы решения задач. Метаумения – присвоенные метаспособы, общеучебные, междисциплинарные (надпредметные) познавательные умения и навыки. Метапредмет в образовании – это своеобразная машина по удвоению производительности труда в рамках того же самого учебного времени. 4

Метапредмет учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала. Метапредметы – это предметы нетрадиционного цикла. Они соединяют в себе идею предметности и одновременно НАДпредметности, идею рефлексивности по отношению к предметности. В основе метапредмета лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала, каковыми являются метазнание, метаспособы, метадеятельность. 5

Содержание образования 6 Предметный уровень Метапредметный уровень Предметный уровень Метадеятельность (мыследеятельность ) Метазнания Метаспособы

МЕТАПРЕДМЕТЫМЕТАПРЕДМЕТЫ Учимся техникам и способам мышления 7 Предметный материал Решение предметных задач Запоминание определений Полипредметный материал Формирование способностей

Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности. Метапредметность как принцип интеграции содержания образования, как способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности обеспечивает формирования целостной картины мира в сознании ребёнка. 8

Уровни интеграции содержания учебного материала Высший Внутрипредметный Общий 9

Освоение метаспособов деятельности как процесса мыследеятельности и мыслепознания, основной упор которых направлен на формирование надпредметных компетентностей, происходит при использовании в учебном процессе определенных технологий обучения: развивающего обучения; критического мышления; ТРИЗ (АРИЗ); технологического компонента личностно- ориентированного урока; общеучебных умений и навыков (ремейк-программа Пономаревой) и др. 10

11 Ю.В. Громыко Директор НИИ ИСРОО

12 Выдающийся российский психолог В.В. Давыдов – основатель деятельностного подхода в отечественном образовании.

МЕТАПРЕДМЕТЫМЕТАПРЕДМЕТЫЗНАНИЕ ЗНАК ПРОБЛЕМА ЗАДАЧА 13

В рамках метапредмета «Знак» у школьников формируется способность схематизации на основе выделения главного в материале. В рамках метапредмета «Знание» у обучающихся формируется способность работать с понятиями как особой формой знания. Метапредмет «Проблема» задает образец разрешения проблемы через доведение понятия до набора операций, формул и расчётов. Метапредмет «Задача» помогает ученикам осмыслить устройства процесса решения задач. 14

Разработка надпредметных программ «Основы проектной деятельности» «Книга» (обучение эффективному чтению и выбору книг) «Дискуссия» «Грамотный покупатель» «Дом» (как использовать школьные знания в домашних делах) «Первая помощь» «Инструкция» (как научиться читать инструкции, пользоваться ими и самому составлять инструкции) «Как стать успешным» «Культура познания» "Факт" "Исследование" и пр. 15

Новые требования к профессиональной успешности 16 Необходимо знать особенности устройства своего предмета, методы его конфигурирования с другими предметами и зоны его прорывного развития.

Особенности метапредметного типа интеграции содержания образования 17

Передача учащимся не просто знаний, а способов работы со знаниями. 18

Работа со способом 19 Если ученик освоил решение задач на три параметра в математике, учитель даёт ему для решения подобную задачу, но уже из химии или физики.

Работа с понятием 20 В.И. Ульянов-Ленин О.Э. Мандельштам ПЛАТОН

Метапредметный подход – это очень хорошее знание своего предмета 21

Ориентация на развитие у школьников базовых способностей 22 Мышление Воображение Целеполагание Понимание Идеирование Действие

Новаторство в разработке и использовании методических приёмов 23 Неделя метапредметного осознания Рефлексивные остановки Выстраивание личной учебной стратегии Коллективная игра в мыслительный эксперимент

24 Значение метапредметного подхода в образовании… состоит в том, что он позволяет сохранить и отстаивать культуру мышления и культуру формирования целостного мировоззрения…

25 …вбирая лучшие дидактико-методические образцы развития предметной формы… …и открывает новые перспективы развития формы учебного предмета и учебного занятия.

Подробнее о метапредметах и метапредметном подходе

Список литературы для подготовки «Метапредметного занятия» 1. Громыко Ю. В. Метапредмет «Проблема». / Учебное пособие для учащихся старших клас-сов. М., Громыко Ю. В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико- практическое руководство по ос-воению высших образцов педагогического искусства). Минск, Громыко Ю. В. Метапредмет «Знак». Схематизация и построение знаков. Понимание символов. / Учебное пособие для учащихся старших классов. М.: Пушкинский институт, Громыко Н. В. Метапредмет «Знание». / Учебное пособие для учащихся старших классов. М., Мыследеятельностная педагогика в старшей школе: метапредметы. М., Громыко Н. В. Обучение схематизации: Сборник сценариев для проведения уроков и тренингов. /Учебно-методическое пособие для учащихся классов. М., Из опыта освоения мыследеятельностной педагогики (Опыт освоения мыследеятельностного подхода в практике педагогической работы) / Под ред. Алексеевой Л. Н., Устиловской А. А. М.,

Cайты Научно-исследовательского института инновационных стратегий развития общего образования nii.smdp.ru Центра инструкционного дизайна eduscen.ru Сети мыследеятельностной педагогики mdp-net.ru 28

29 Желаю вам радости новых открытий!