Муниципальное общеобразовательное учреждение Вербилковская средняя общеобразовательная школа Презентацию подготовила учитель начальных классов Москвина Ирина Васильевна 2011 – 2012 учебный год
В новых условиях, бурной информатизации, особое значение для развития человека приобретают умения собирать необходимую информацию, целесообразно пользоваться ею, проводить элементарные исследования, выдвигать гипотезы, делать выводы, умозаключения, что так актуально в современных условиях развития общества. Всему этому учит такое направление в обучение, как организация научных обществ учащихся на основе метода проектов и научно-исследовательской деятельности. При организации данной деятельности кардинально меняется функция педагога: он перестает быть основным источником информации для учеников и становится организатором их собственно познавательной деятельности.
Правила работы учителя с учениками в НОУ 1.He заниматься наставлениями; помогать детям действовать независимо, не давать прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься. 2. Не сдерживать инициативы детей и не делать за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно. 3. Научиться не торопиться с вынесением суждения. 4. Научить детей прослеживать межпредметные связи. 5. Приучить детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации. 6. Использовать трудные ситуации, возникшие у детей в школе и дома, как область приложения полученных навыков в решении задач 7. Помогать детям научиться управлять процессом усвоения знаний. 8. Подходить ко всему творчески.
Защита проектов Основные формы представления результатов: -сообщение -тезисы -научная статья (описание хода работы) -письменный доклад -устный доклад -стендовый доклад (оформление наглядного материала ) -реферат -поделка -презентация -видео- и аудиоматериалы Уровни представления работ: -Внутриклассные, внутришкольные, региональные, международные.
Положение о НОУ в начальной школе МОУ ВСОШ Общие положения 1.Научное общество учащихся (НОУ) - добровольное творческое объединение школьников. 2.НОУ может иметь свое название, девиз, эмблему. 3.Членами научного общества могут быть рекомендованные учителями учащиеся, а также учащиеся, изъявившие желание работать в НОУ и имеющие склонность к творчеству. В работе могут участвовать учителя школы. 4.Членами НОУ являются школьники, занимающиеся исследовательской деятельностью, активно участвующие в реализации коллективных проектов.
Цели и задачи деятельности Целью НОУ является воспитание и развитие учащихся, создание условий для их самоопределения, самореализации. Задачи НОУ: - воспитать у младших школьников интерес к познанию мира, углубленному изучению дисциплин (математики) - готовить учащихся к выбору будущей профессии; - развивать у детей навыки научно- исследовательской работы, умения самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике; - развивать у школьников навыки самостоятельной работы с литературой, обучать их методике обработки полученных данных и анализу результатов; - формировать единое школьное научное сообщество учащихся со своими традициями.
Содержание деятельности НОУ Организация членам НОУ практических занятий. Проведение обзоров литературы. Проведение «Дней успеха», конференций, где подводятся итоги работы, выполненной учащимися в течение года. Организация творческих встреч со специалистами разных учреждений. Организация работы НОУ Высшим органом является общее собрание, проводимое в начале года, на котором утверждается план работы НОУ на год, избирается совет, который руководит работой НОУ. В совет могут входить школьники и учителя. Совет НОУ осуществляет прием новых членов общества. Тематику научно- исследовательской деятельности учащиеся выбирают совместно с учителем. Результаты деятельности НОУ за год подводятся на «Днях успеха»
Права и обязанности членов НОУ В научное общество учащихся может вступить каждый ученик начальных классов, у которого есть интерес к проектной и исследовательской деятельности и который получил рекомендацию учителя. Члены НОУ имеют право: - выбирать форму научной работы (реферат, доклад и т. д.); - получать необходимую консультацию у своего руководителя; - использовать материальную базу образовательного учреждения; - выступить с работой на школьной конференции исследовательских работ; - представлять свою работу, получившую высокую оценку, на районной конференции; - опубликовать работу в сборнике научных работ учащихся; - добровольно выйти из состава НОУ, Члены НОУ обязаны: - регулярно и активно участвовать в заседаниях научного общества; - обращаться школьную библиотеку за необходимой литературой; - активно участвовать во внутришкольных и внешкольных конференциях; - строго соблюдать сроки выполнения проектов и исследовательских работ; - участвовать в организации выставок. По итогам конференций за активную работу и достигнутые успехи в проектной и исследовательской деятельности члены НОУ могут быть награждены дипломами, ценными подарками. Материальная база НОУ Материальная база НОУ формируется из собственных средств школы (библиотека, читальный зал, множительная техника, отдельные приборы, оборудование, стенды и др.).
НОУ Секция «Занимательная математика» использует в основе: метод проектов Цель: формирование ключевых компетенций учащихся Задачи: Изучить педагогические, психологические, методические литературные источники ; Выявить наиболее продуктивную технологию для достижения поставленной цели; Изучить теоретические основы новой технологии; Выявить наиболее приемлемую форму введения метода проектов; Ознакомить учащихся с проектной деятельностью, через разработку коллективных учебных проектов во внеклассной работе; Исследовать результативность применения метода проектов, через внеклассную деятельность; Использовать метод проектов в классно-урочной деятельности. Актуальность: «… Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия …» В. Гузеев Этапы работы: Теоретический Практический: - коллективный проект во внеклассной работе; - занятие в режиме проектного обучения; - опытно-экспериментальная работа.
Разработка проекта: I этап: «Познание» темы (теоретические вопросы) II этап: Сбор и обработка информации III этап: Разработка собственного варианта роботы: актуальность и важность данной работы; анализ разнообразной информации; программа действий; разработка варианта реализации своей программы. IV этап: Реализация плана действий (проекта) V этап: Подготовка к защите проекта ( учащиеся делятся на группы) представляют проект на заседаниях готовят стендовую защиту разрабатывают электронную презентацию и т.д. VI этап: Презентация проекта ( для младших школьников применимы все виды представления проекта: доклад-защита, инсценировка, поделки, электронная презентация и т.д.) VII этап: Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления). Банк проектов (33 часа) "Математика – это интересно» 14 ч. "Весёлая Геометрия" 10 ч. "Математическая карусель" 8 ч. Презентация - проект 1 ч.
ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕТОД в формировании УУД младших школьников Использование личностно-ориентированных методов и форм обучения (овладение собственной стратегией познавательной деятельности с опорой на индивидуальный опыт) Формирование информационной компетентности (недостающая информация, самостоятельный поиск, анализ и синтез на основе собственных учебных исследований, формы представления результатов) Формирование компетентности в решении учебных исследовательских проблем (постановка и способы решения учебных задач: цель, основополагающий и проблемные вопросы, алгоритм действий и временные затраты, критерии успешности, применение в учёбе, жизни) Коммуникативная компетентность (формирование навыков общения в малых группах в процессе поисково- исследовательской учебной деятельности, воспитание инициативы, активной жизненной позиции и толерантности)
Ресурсы Головко О. Научно-практическая деятельность школьников // Народное образование - 3, 2003 г. 3. Ивочкина Т.Организация научно-исследовательской деятельности учащихся //Народное образование - 3,2009г.