Методы познания химии
Метод (от греческого слова «методос» путь к чему-либо) означает совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.
Видный философ XVII века Ф. Бэкон сравнивал метод познания с «фонарем, освещающим дорогу путнику, идущему в темноте».
МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ Всеобщие методы: -Диалектический; - метафизический. Общенаучные методы Частнонаучные методы
ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ Наблюдение есть чувственное отражение предметов и явлений внешнего мира. Это исходный метод эмпирического познания, позволяющий получить некоторую первичную информацию об объектах окружающей действительности. Наблюдение опирается, в основном, на такие чувственные способности человека, как ощущение, восприятие, представление.
Особенности наблюдения Целенаправленность; планомерность; отсутствие деятельности, направленной на преобразование, изменение объектов познания; сопровождается описанием объекта познания;
Классификация наблюдений по способу проведения непосред- ственные опосредо- ванные Косвен- ные
Эксперимент предполагает активное, целенаправленное и строго контролируемое воздействие исследователя на изучаемый объект для выявления и изучения тех или иных сторон, свойств, связей.
Особенности эксперимента Возможность преобразовывать исследуемый объект; возможность создания искусственных условия его изучения; возможность вмешиваться в естественное течение процессов; возможность воспроизведения.
Классификация экспериментов По характеру решаемых проблем: -исследовательские; -проверочные; -качественные; -количественные.
Измерение это процесс, заключающийся в определении количественных значений тех или иных свойств, сторон изучаемого объекта, явления с помощью специальных технических устройств.
Д. И. Менделеев подчеркивал, что «наука начинается с тех пор, как начинают измерять».
Английский физик В. Томсон (Кельвин) указывал на то, что «каждая вещь известна лишь в той степени, в какой ее можно измерить».
ИЗМЕРЕНИЯ статические; -динамические; -прямые; -косвенные
Общенаучные методы теоретического познания Абстрагирование заключается в мысленном отвлечении от каких-то менее существенных свойств, сторон, признаков изучаемого объекта с одновременным выделением, формированием одной или нескольких существенных сторон, свойств, признаков этого объекта.
Идеализация. Мысленный эксперимент. Идеализация представляет собой мысленное внесение определенных изменений в изучаемый объект в соответствии с целями исследований
Индукция (от лат. Inductio наведение, побуждение) есть метод познания, основывающийся на умозаключении, которое приводит к получению общего вывода на основании частных посылок. Другими словами, это есть движение нашего мышления от частного, единичного к общему
Дедукция (от лат. deductio выведение) есть получение частных выводов на основе знания каких-то общих положений. Другими словами, это есть движение нашего мышления от общего к частному, единичному
Общенаучные методы, применяемые на эмпирическом и теоретическом уровнях познания Анализ - разделение объекта (мысленно или реально) на составные частицы с целью их отдельного изучения. В качестве таких частей могут быть какие-то вещественные элементы объекта или же его свойства, признаки, отношения
Синтез - соединение воедино составных частей (сторон, свойств, признаков и т. п.) изучаемого объекта, разделенных в результате анализа. На этой основе происходит дальнейшее изучение объекта, но уже как единого целого
Аналогия - подобие, сходство каких-то свойств, признаков или отношений у различных в целом объектов. Моделирование - изучение моделируемого объекта (оригинала), включающее в себя построение модели, изучение ее и перенос полученных сведений на моделируемый объект
Моделирование: Мысленное (идеальное) моделирование; Физическое моделирование; Символическое (знаковое) моделирование; Численное моделирование
Спасибо за внимание!