Искусство Древней Японии. Японские музыкальные инструменты.
Народные инструменты Японии. Народные музыкальные инструменты в Японии использовали и используют для аккомпанемента при пении буддийских притч и военных сказаний. Как неизменный атрибут аристократического образования и времяпрепровождения их использовали мастера дзэн для исполнения медитативных мелодий. Национальные музыкальные инструменты в Японии широко известны и любимы. Популярность обусловлена не только уважением японцев к своей культуре и истории, но и использованием национальных инструментов в традиционном японском театре прежде всего в театре Кабуки и Бунраку и даже в современном искусстве.
Струнные музыкальные инструменты. Бива (яп. ) национальный японский инструмент. Термин бива объединяет ряд японских музыкальных инструментов лютневого семейства. В Японии издавна получили распространение (упоминаются в письменных источниках VIII века) две разновидности бива гакубива и гогэнбива. Сямисэ́н (яп. букв. «три струны»), также сангэн; устар. сямизен, сямисен), японский щипковый трёхструнный музыкальный инструмент. Ближайший европейский аналог сямисэна лютня. Сямисэн наряду с флейтами хаяси и сякухати, барабаном цудзуми и цитрой кото относится к традиционным музыкальным японским инструментам.Сямисэн появился в Японии примерно в XV-XVI веках. Предшественник сямисэна сансин(яп. ), на котором играли в королевстве Рюкю, в то время ставшем префектурой.Сансин, в свою очередь, происходит от китайского инструмента саньсянь, произошедшего из центральноазиатских инструментов. В отличие от Европы, где традиционные/старинные инструменты не пользуются большим вниманием, сямисэн и другие национальные инструменты в Японии широко известны и любимы. Популярность обусловлена не только уважением японцев к своей культуре и истории, но и использованием национальных инструментов, в частности сямисэна, в традиционном японском театре прежде всего в театре Кабуки и Бунраку. Обучение игре на сямисэне входит в программу обучения майко будущих гейш.
Кото – щипковый инструмент. Ко́то (яп. ) или японская цитра японский щипковый музыкальный инструмент. Кото наряду с флейтами хаяси и сякухати,барабаном цудзуми и лютней сямисэном относитс я к традиционным музыкальным японским инструментам. Сходные инструменты характерны для культуры Кореи (каягым) и Китая (цисяньцинь). История кото как японского музыкального инструмента насчитывает более тысячи лет. Он был завезён в Японию из Китая в период Нара ( гг. н. э.) в качестве инструмента для дворцового оркестра и использовался в музыке гагаку ( ). Своего расцвета котодостиг в эпоху Хэйан, как неизменный атрибут аристократического образования и времяпрепровождения. Одной из самых известных пьес написанных специально для кото является созданная в XVII веке слепым мастером Яцухаси Кэнгё композиция «Рокудан-но сирабэ» (яп., «Музыка шести ступеней»). На кото играют с помощью накладных ногтей-медиаторов (котодзумэ, яп. ), надевающихся на большой, указательный и средний пальцы правой руки. Лады и тональности настраиваются с помощью струнных подставок (мостов) непосредственно перед началом игры. Игра на кото является одним из традиционных японских национальных видов искусства, получивших распространение, прежде всего, при императорском дворе. Однако и сегодня этот инструмент пользуется большой популярностью. Благодаря своей пластичности кото находит применение в современной японской музыке и способствует её развитию.
Духовые и ударные инструменты. Сякухати (яп. ) продольная бамбуковая флейта, пришедшая в Японию из Китая в период Нара. Китайское название флейты сяо (дунсяо). На сегодняшний день существует около двадцати разновидностей сякухати. Стандартная длина флейты 1,8 японских футов (что составляет 54,5 см). Это определило само японское название инструмента, так как «сяку» значит «фут», а «хати» «восемь». Инструмент имеет особый, неповторимый звук, который может в значительной степени меняться по желанию играющего мелодию. Это свойство использовалось мастерами дзэн для исполнения медитативных мелодий (практика суйдзэн). Цудзуми (яп. ) японский малый барабан китайско-индийского происхождения, относится к семейству симэ- дайко (яп. ?), барабанов, настраиваемых шнурами. Его корпус делают в виде песочных часов с двумя мембранами, через обод от одной мембраны к другой пропускают шнуры, которыми можно регулировать её натяжение. Музыкант может менять высоту звука прямо во время представления. За инструментом сложно ухаживать, так как он производит лучший звук при увлажнении. Перед выступлением музыкант должен подышать на мембрану или даже смазать её слюной. Цудзуми используется для аккомпанирования музыке в Но и Кабуки, в народных песнях минъё.