РАЙОННЫЙ СЕМИНАР « Опыт работы по патриотическому и гражданскому воспитанию » Корозникова Анжела Александровна – заместитель директора по воспитательной работе
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей. Краеведческое и поисковое. Освоение детьми и подростками традиционной культуры своего народа, развитие творческой деятельности по ее возрождению, сохранению и развитию через изучение народных обычаев, традиций, ремесел и т.д. Литературно – музыкальное. Привитие художественного вкуса, потребности в общении с искусством, изучение произведений и творчества местных писателей и поэтов, воспитание музыкальной культуры. Экскурсионно – туристическое. Воспитание потребности в изучении истории родного края, села, района, области, изучение шедевров народной и мировой культуры в общении со сверстниками других городов, регионов, воспитание грамотного зрителя, умеющего отличить высокохудожественные образы традиционной и современной Российской культуры от низкопробных. Физкультурно – оздоровительное. Возрождение и развитие народных спортивных игр, воспитание здорового спортивного соперничества между детьми и коллективами, реализация древнегреческой идеи объединения спорта и искусства, гармоничного их сочетания в жизни человека. Экологическое. Воспитание любви к природе, потребности в ее защите от негативных воздействий – загрязнения, вырубки лесов, истребления редких видов растений; изучение природы родного края. Трудовое. Привитие трудовых навыков каждому ребенку, воспитание потребности заботиться о чистоте, уюте, порядке дома, в классе, в школе, привитие принятых в обществе трудовых норм. Семейное. Утверждение традиционных нравственных ценностей в сознании детей через духовное возрождение семьи, изучение и овладение опытом предыдущих поколений, соединение воспитательного потенциала семьи и воспитателя, изучение родословной, истории семьи. Предметное. Воспитание патриотических чувств через изучаемые предметы или воспитательные мероприятия.
Основные направления работы классного руководителя, воспитателя по патриотическому воспитанию Учебно – воспитательная работа Обеспечение учащихся с помощью родительского комитета необходимыми учебниками и учебными материалами. Проведение анализа по итогам успеваемости воспитанников по четвертям. Проведение работы по сознательному отношению учащихся к учебе. Нравственно – эстетическое воспитание Воспитание интереса ученика к самому себе, желания самосовершенствоваться. Формирование позитивного отношения к традициям и обычаям. Формирование эстетического вкуса с помощью разнообразных форм деятельности. Научно – познавательная работ Развитие способности адекватно – оценивать собственные результаты и быть справедливым к чужим достижения. Спортивно – оздоровительная работа Сотрудничество с медицинским персоналом школы для изучения и последующей коррекции физического здоровья учеников класса. Проведение воспитательских часов по ППД и ПТБ Организация сотрудничества с родителями учащихся и консультаций учителей – предметников. Использование в работе диагностических, исследовательских методов для возможной организации коррекции здоровья воспитанников. Организация работы по формированию правильного отношения детей к урокам физической культуры, к занятиям спортом. Проведение профилактической работы по предупреждению несчастных случаев. Формирование способности к рефлексии детей по проблемам собственного здоровья. Трудовое воспитание Организация дежурства учащихся. Организация работ по благоустройству школьной территории. Работа с родителями Проведение родительских собраний. Привлечение родителей к сотрудничеству по всем направлениям деятельности воспитателя. Индивидуальная работа Изучение семей прибывших учеников. Проведение индивидуальных консультаций родителей. Проведение аналитико – диагностической работы
Педагогическая Концепция воспитательной работы по патриотическому воспитанию «Патриот России» Разрабатывая настоящую Концепцию, учитывались основные тенденции в развитии современного Российского общества: социальная ситуация в обществе; появление новых требований со стороны общества к личности; внедрение в жизнь подрастающего поколения чуждых ему духовных ценностей и забвение отечественной истории, культуры, традиции. Таким образом, выделяются следующие цели и задачи в аспекте патриотического воспитания: Ц Е Л И: Воспитывать у детей патриотические чувства. Прививать любовь к своей большой и малой Родине. З А Д А Ч И : Формировать активность, инициативность, нравственность и культуру. Формировать сознательную личность на основе традиций, интересов ЯНАО. Воспитывать чувство ответственности и справедливости, верности, уважение прав других детей. Помочь ребенку осознать себя как отдельную личность.
ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ Гражданское воспитание включает образование и воспитание в неразрывном единстве и представляет процесс овладения детьми правилами и нормами общепринятых разумных и ответственных отношений между индивидом и обществом. 1. Социальная среда школы На образовательную ситуацию в школе большое влияние оказывает ее отдаленность расположения от районного центра. Протяженность поселка - несколько километров. Культурных центров недостаточно: сельский клуб, сельская библиотека. Близко расположен вещевой рынок. Отсутствие возможностей тесного взаимодействия с культурными центрами не позволяет обеспечить в достаточной степени удовлетворение интеллектуальных и эстетических потребностей учащихся. 2. Субъекты и источники социального заказа школы Деятельность школы осуществляется с учетом ориентации на конкретную социально- профессиональную группу, в состав которой, согласно проведенному исследованию, входят: 36,4% родителей относятся к категории рабочих; 17,6% родителей служащие, из них 15% работники сферы образования; 12% родителей - представители сферы обслуживания; 5% родителей не имеют постоянной работы (занимаются бизнесом) 29% родителей - не работают совсем. Родители учащихся по уровню образования распределились следующим образом: высшее образование имеют 15%, среднее и средне-специальное - 83%, неполное среднее - 2%.
Педагогическая Концепция воспитательной работы по гражданско-правовому воспитанию «Я – ГРАЖДАНИН РОССИИ» Концепция воспитательной работы по гражданско – правовому воспитанию нацелена на воспитание патриотизма, уважение к закону и социальной ответственности ребенка. Эта Концепция определяет цели и задачи, направления, содержание, принципы и функции формирования у детей гражданско – правовой позиции. Ц Е Л И : Развивать гражданственность и патриотизм личности на основе формирования элементов правовой, нравственной, экономической культуры. Сформировать у детей правовые знания, гражданские ценностные установки и социальные навыки общения. З А Д А Ч И : Формирование умений жить и работать в условиях современных экономических преобразований демократического общества. Формирование духовно – нравственных ценностей детей. Помочь в приобретении собственного опыта деятельности, отношений, общения, соответствующих общепринятым нормам и ценностям.
Воспитательная работа концентрируется на формировании следующих качеств характера: патриотизм; способности жить в условиях социально – экономического развития общества; нравственность; расширение кругозора и культура мышления; гражданственность; гуманизм; коммуникативность; законопослушность; здоровье.
Механизмы функционирования воспитательной системы по гражданско -правовому воспитанию предполагают следующие функции: развивающую, направленную на развитие личности воспитанника, способной к самовыражению и самореализации; корректирующую, направленную на коррекцию поведения ребенка с целью предупреждения негативного влияния на формирование личности; защитную, способствующую изменению типа взаимоотношений, в основе которых должно быть сочувствие, сопереживание, взаимопонимание.
Важнейшие условия повышения эффективности работы педагога по гражданско – правовому воспитанию: систематический контроль за результативностью деятельности всех участников воспитательного процесса в аспекте гражданско – правового воспитания с целью коррекции и достижения наилучших результатов; реализация личностного подхода в работе с детьми; эффективное управление воспитательным процессом, сохранение и развитие демократических отношений; формирование благоприятного психологического климата в коллективе.
Основные направления работы в аспекте гражданско – правового воспитания: ПРАВОВЫЕ ЗНАНИЯ об обществе и государстве, действующих в них законах и правилах поведения; о соотношении прав и обязанностей; об общих чертах и различиях между группами в обществе; о справедливости, правосудии и ответственности. ГРАЖДАНСКИЕ ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ – независимость суждений по различным социальным и нравственным вопросам; уважение закона и прав других людей; уважение мнений других людей, идей, образов жизни, религий; стремление к ненасильственному разрешению конфликтов; интерес к процессам, происходящим в обществе. СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ ОБЩЕНИЯ – аргументация и доказательства в оценке жизненных ситуаций; построение взаимоотношений.
Модель общественного человека, гражданина: гражданское отношение к себе (Я и Я); гражданское отношение к своей семье (Я и моя семья); гражданское отношение к окружающим людям ( Я и окружающие меня люди); гражданское отношение к Отечеству (Я и Отечество ); гражданское отношение к планете (Я и планета ).