Модуль понимается как целостный набор подлежащих усвоению: Модуль понимается как целостный набор подлежащих усвоению: - знания; - знания; - умения, навыки, способы деятельности; - умения, навыки, способы деятельности; - отношение к осуществляемой деятельности и опыта (компетенций), описанных в форме требований. - отношение к осуществляемой деятельности и опыта (компетенций), описанных в форме требований. Модуль содержит все элементы компетенции и сертифицируется. Модуль содержит все элементы компетенции и сертифицируется.
Принципы построения ОП на основе модульно- компетентностного подхода: - практикоориентированности (направленности знаний на к проф. практической деятельности); - практикоориентированности (направленности знаний на к проф. практической деятельности); - междисциплинарности, интеграции (сопряженность с практическим материалом) - междисциплинарности, интеграции (сопряженность с практическим материалом) - гибкости модульных образовательных программ профессионального образования, основанных на компетенциях, позволяет: - гибкости модульных образовательных программ профессионального образования, основанных на компетенциях, позволяет: - оперативно обновлять или заменять конкретные модули при изменении требований к специалисту вследствие изменений в технологиях и организации труда, - оперативно обновлять или заменять конкретные модули при изменении требований к специалисту вследствие изменений в технологиях и организации труда, - дает возможность индивидуализировать обучение для каждого обучающегося исходя из его уровня знаний и умений и предыдущего обучения (или трудового опыта) путем комбинирования необходимых модулей и отдельных единиц модулей; - дает возможность индивидуализировать обучение для каждого обучающегося исходя из его уровня знаний и умений и предыдущего обучения (или трудового опыта) путем комбинирования необходимых модулей и отдельных единиц модулей; - позволяет применять одни и те же модули как элементы сразу нескольких учебных программ. - позволяет применять одни и те же модули как элементы сразу нескольких учебных программ.
Ведущим понятием компетентностного подхода - образовательный (профессиональный) модуль, Ведущим понятием компетентностного подхода - образовательный (профессиональный) модуль, Итоговая компетентность в профессиональной сфере - совокупностью модулей, а каждый из них формируется как специфическая функция (аспект) будущей профессиональной деятельности. Итоговая компетентность в профессиональной сфере - совокупностью модулей, а каждый из них формируется как специфическая функция (аспект) будущей профессиональной деятельности.
Модуль (целостная единица образовательного стандарта) осуществляется комплексное освоение умений и знаний в рамках формирования конкретной компетенции, которая обеспечивает выполнение конкретной трудовой функции, отражающей требования рынка труда. Модуль (целостная единица образовательного стандарта) осуществляется комплексное освоение умений и знаний в рамках формирования конкретной компетенции, которая обеспечивает выполнение конкретной трудовой функции, отражающей требования рынка труда. Этим модульно-компетентностный подход отличается от традиционно используемого в российских учебных заведениях блочно- модульного подхода. Этим модульно-компетентностный подход отличается от традиционно используемого в российских учебных заведениях блочно- модульного подхода.
Особенность стандартов: Особенность стандартов: методы практико-ориентированного обучения (метод проектов, деловые игры и тренинги, моделирование и имитационные занятия, в том числе с представителями сферы труда); методы практико-ориентированного обучения (метод проектов, деловые игры и тренинги, моделирование и имитационные занятия, в том числе с представителями сферы труда); требования к организации практико- ориентированного обучения, через создание образовательной среды для освоения модульных программ и на предприятии и в образовательном учреждении; требования к организации практико- ориентированного обучения, через создание образовательной среды для освоения модульных программ и на предприятии и в образовательном учреждении; подходы к оценке качества подготовки. подходы к оценке качества подготовки.
Причины перехода к модульным программам, основанным на компетенциях выступает: Причины перехода к модульным программам, основанным на компетенциях выступает: переориентацией спроса на новые умения и изменения организации труда; переориентацией спроса на новые умения и изменения организации труда; падением спроса на неквалифицированный ручной труд; падением спроса на неквалифицированный ручной труд; потребностью в новом знании и концептуально новом содержании обучения; потребностью в новом знании и концептуально новом содержании обучения; распространением автоматизированных систем управления производственными процессами; распространением автоматизированных систем управления производственными процессами; спадом массового производства; спадом массового производства; повышением индивидуальной ответственности работников за качество труда, повышением индивидуальной ответственности работников за качество труда, совершенствование производственных процессов и управление собственной трудовой/производственной деятельностью; совершенствование производственных процессов и управление собственной трудовой/производственной деятельностью; растущей необходимостью непосредственного общения работников с клиентами и заказчиками; растущей необходимостью непосредственного общения работников с клиентами и заказчиками; повышением уровня взаимодействия работников в коллективе; повышением уровня взаимодействия работников в коллективе; размыванием границ между профессиями в силу роста децентрализации экономической ответственности и развития систем управлением качеством. размыванием границ между профессиями в силу роста децентрализации экономической ответственности и развития систем управлением качеством.
Оценка производится независимо по каждому конкретному модулю. Оценка производится независимо по каждому конкретному модулю. Процедура оценивания предполагает демонстрацию или подтверждение того, что обучающиеся освоили требуемые компетенции, сформулированные в задачах по данному модулю, и могут осуществлять все требуемые действия в рамках данной компетенции. Процедура оценивания предполагает демонстрацию или подтверждение того, что обучающиеся освоили требуемые компетенции, сформулированные в задачах по данному модулю, и могут осуществлять все требуемые действия в рамках данной компетенции. Во-вторых, оценка базируется на критериях, при этом критерии оценки заранее определяются и формулируются в терминах результатов деятельности – задач модуля. Во-вторых, оценка базируется на критериях, при этом критерии оценки заранее определяются и формулируются в терминах результатов деятельности – задач модуля. Введено новое условие допуска к государственной (итоговой) аттестации – подготовке и защите выпускной квалификационной работе – наличие документов, подтверждающих готовность по каждому из видов деятельности Введено новое условие допуска к государственной (итоговой) аттестации – подготовке и защите выпускной квалификационной работе – наличие документов, подтверждающих готовность по каждому из видов деятельности
Модульно-компетентностный подход к построению содержания образования позволяет оптимально сочетать теоретическую и практическую составляющие обучения, интегрируя их. Модульно-компетентностный подход к построению содержания образования позволяет оптимально сочетать теоретическую и практическую составляющие обучения, интегрируя их.
Рабочая программа направлено на достижение следующих целей: Рабочая программа направлено на достижение следующих целей: - освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда; - освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда; знаний о составляющих технологической культуры, организации производства и труда, снижение негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека, путях получения профессии и построения профессиональной карьеры; знаний о составляющих технологической культуры, организации производства и труда, снижение негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека, путях получения профессии и построения профессиональной карьеры; - овладение трудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов, безопасными приемами труда; умениями рациональной организации трудовой деятельности, изготовления объектов труда с учетом эстетических и экологических требований, сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями; - овладение трудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов, безопасными приемами труда; умениями рациональной организации трудовой деятельности, изготовления объектов труда с учетом эстетических и экологических требований, сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями; - развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, творческих, коммуникативных и организаторских способностей, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса, к деловому сотрудничеству в процессе коллективной деятельности; - развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, творческих, коммуникативных и организаторских способностей, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса, к деловому сотрудничеству в процессе коллективной деятельности; - воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; формирование представлений о технологии как части общечеловеческой культуры, её роли в общественном развитии; - воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; формирование представлений о технологии как части общечеловеческой культуры, её роли в общественном развитии; - получение опыта применения технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности, самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг и готовности к продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования. - получение опыта применения технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности, самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг и готовности к продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования. Эффективность достижения целей во многом зависит от правильно выбранных методов обучения и воспитания. Под методами обучения и воспитания понимаются способы работы учителя, в процессе которой происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, формируются познавательные способности. Эффективность достижения целей во многом зависит от правильно выбранных методов обучения и воспитания. Под методами обучения и воспитания понимаются способы работы учителя, в процессе которой происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, формируются познавательные способности.
Общие дидактические принципы: доступность, научность, систематичность, сознательность, наглядность, связи теории с практикой, прочности усвоения знаний, умений и навыков. Общие дидактические принципы: доступность, научность, систематичность, сознательность, наглядность, связи теории с практикой, прочности усвоения знаний, умений и навыков. Особое место отводится принципу коррекции посредствам индивидуального и дифференцированного подхода. Особое место отводится принципу коррекции посредствам индивидуального и дифференцированного подхода.