Обобщение опыта работы. Презентация опыта работы по теме самообразования « Самостоятельная работа как средство развития познавательной деятельности учащихся на уроках химии и биологии.» учителя биологии химии МОУ Александровской СОШ Карасукского района, Новосибирской области. Пуклаковой Ольги Викторовны.
« По - настоящему об уровне цивилизации говорят не переписи населения, не размеры городов, не собранный урожай - нет, о нем говорят качества человека, которого производит страна ». Р. У. Эмерсон
Цели: формирование информированной личности, способной к самоопределению и непрерывному самообразованию. развитие познавательных способностей учащихся
задачи 1. Повысить мотивацию к обучению химии, биологии используя современные педагогические технологии, методики развивающего обучения. 2. Развивать творческое мышление, память, химическую, биологическую речь учащихся. 3. Создать на уроке оптимальные условия для развития каждого школьника. 4. Развивать у учащихся навыки самостоятельной работы
Нужно признать тот факт, что большинство учеников не способны самостоятельно работать, они стараются увильнуть, избежать самостоятельной работы. Как научить учащихся самостоятельности?
Под самостоятельной учебной работой понимают любую организованную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведенное для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний.
Самостоятельная работа это такое средство обучения, которое: в каждой конкретной ситуации соответствует каждой конкретной задаче и цели; формирует у учащихся на каждом этапе его движения от незнания к знанию необходимый уровень ЗУНов и его продвижение от низших к высшим уровням мыслительной деятельности; вырабатывает психологическую установку на самостоятельное систематическое получение знаний, умение ориентироваться в потоке информации; является орудием педагогического руководства в управлении познавательной деятельностью учащихся.
Условно выделяется четыре уровня самостоятельной деятельности учащихся в соответствии с их учебными возможностями: 1.копирующие действия (по образцу)- что является подготовительной работой к самостоятельной деятельности; 2.репродуктивная деятельность -воспроизведение информации об объекте и его свойствах, не выходящая за пределы памяти; 3.продуктивная деятельность - есть выход за пределы образца, требует самостоятельных выводов; 4.собственно самостоятельная деятельность - новая ситуация, выработка гипотетических аналогов мышления.
Требования к самостоятельной работе Самостоятельная работа должна соответствовать учебным возможностям ученика. Переход от одного уровня сложности к другому должен быть постепенным Самостоятельная работа должна иметь минимум шаблонности, так как основная ее задача-развитие познавательных способностей, инициативы и творчества ученика.
В практике можно выделить следующие виды самостоятельной работы: Работа с книгой: рисунок, график, поиск ответа на вопрос, конспектирование, пересказ, план ответа, обобщение по нескольким параграфам, работа с первоисточника ми. Упражнения: ответы на вопросы, рецензии ответов, тренировочные упражнения
Индивидуальные и групповые задания при наблюдениях и экскурсиях. Доклады и рефераты, работа с икт. Проверочные, самостоятельные работы ( сочинение, диктант ). Решение задач и практические, лабораторные работы. Индивидуальные и групповые задания при наблюдениях и экскурсиях Домашние лабораторные опыты и наблюдения.
Игра-тренинг «подбери вопрос.» По каким признакам … Почему ? Докажи, что … Каковы причины … Что произойдет, если … В следствии чего … Каким образом … В чём причина … В следствии чего можно …
Лист самооценки самостоятельной работы. Тема: Фам или я Имя 1 прочитал 2 Работа в тетради 3 Состави л вопрос 4 Ответ на свой вопрос 5 Ответ на вопрос « соседа » 6 коррекц ия 7 Оценка « соседу » 8 Сумма баллов
Игра-тренинг «слоеный пирог». Прочитать. Выбрать опорное предложение Подобрать к нему вопрос Коротко на него ответить, Задать « соседу » Ответить на вопрос « соседа » Коррекция друг друга
СОЗДАЁМ КОМАНДУ Оценка качеств ИМЯ _______________________________ УКАЗАНИЯ : Обведите кружком одно определение из каждого ряда, которое, на Ваш взгляд, описывает Вас наиболее точно.
СОЗДАЁМ КОМАНДУ Оценка качеств ИМЯ _______________________________ УКАЗАНИЯ: Обведите кружком одно определение из каждого ряда, которое, на Ваш взгляд, описывает Вас наиболее точно. АБВГ 1СдержанныйНапористыйАккуратныйЭкспрессивный 2ПытливыйКорректныйЭмоциональныйУдовлетворённый 3СтремящийсяОживленныйСмелыйТочный 4УпрямыйЗастенчивыйНерешительныйНепредсказуемый 5ПочтительныйОткрытыйТерпеливыйНацеленный 6УбедительныйПолагающийся на себяОбщительныйМягкий 7ОсторожныйРовныйРешительныйДуша общества 8ПопулярныйСамоуверенныйВзыскательныйЩедрый 9НепредсказуемыйЗастенчивыйНерешительныйЛюбящий спорить 10ПриятныйОптимистичныйНастойчивыйСговорчивый 11ПозитивныйРобкийДобрососедскийГоворливый 12ДружелюбныйУслужливыйИгривыйВолевой 13ОбаятельныйПредприимчивыйДисциплинированныйПоследовательный 14МягкоречивыйСклонный к юморуАгрессивныйПривликательный 15ВосторженныйАналитичныСочувствующийНацеленный 16НачальственныйНепостоянныйМедлительныйКритичный 17ЧувствительныйСильный характерОдухотворённыйЗаторможенный 18ВлиятельныйДобрыйНезависимыйУпорядоченный 19ИдеалистичныйПопулярныйВесёлыйОткровенный 20НетерпеливыйКапризныйБесцельныйПозёр 21СоревнующийсяСпонтанныйВерныйЗадумчивый 22СамопожертвенныйВнимательныйУбедительныйХрабрый 23БоязливыйПеременчивыйПессимистичныйБестактный
ЛИСТ ДЛЯ ПОДСЧЁТА ПРАКТИКВДОХНОВИТ ЕЛЬ КОММУН ИКАТОР ГЕНИРАТОР ИДЕЙ 1БГАВ 2АВГБ 3ВБАГ 4АГВБ 5ГБВА 6БАГВ 7ВГБА 8БАГВ 9ГАВБ 10ВБГА 11АГВБ 12ГВАБ 13БАГВ 14ВГБА 15ГАВБ 16АБВГ 17БВГА 18ВАБГ 19ГБВА 20АГВБ 21АБВГ 22ГВБА 23ГБАВ
Урок «дублёра» такие уроки проходят очень интересно и эмоционально.
Способы стимулирования творческой активности создание благоприятной атмосферы; доброжелательность со стороны педагога, обогащение окружающей ребенка среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности; поощрение высказывания оригинальных идей ; предоставление детям возможности активно задавать вопросы.
Жизнь постоянно ставит нас перед фактом: объем необходимых знаний быстро растет и уже невозможно делать ставку лишь на усвоение определенной суммы положений и фактов. И только умение школьников самостоятельно получать новые знания, ориентироваться в стремительном потоке научной, да и другой информации, способствует успеху. Очень важно научить ученика учиться!
химия учебный год Кол-во уч-ся Из них на «4» и «5» Количественная успеваемость Качественн ая успеваемос ть %54% %45,7% %50% %52% %59% Изменение количественной и качественной успеваемости учащихся по химии за уч. годы
Изменение качественной успеваемости учащихся по химии за уч. годы
Биология учебный год Кол-во уч-ся Из них на «4» и «5» Количественная успеваемость Качественная успев %69, %71% %63,2% %73,7% %72,9% Изменение количественной и качественной успеваемости учащихся по биологии за уч. годы
Изменение качественной успеваемости учащихся по биологии за уч. годы
Мои достижения Участие детей в районных олимпиадах по химии (3 место- 9 и 10 класс) -2008год и биологии (3 место – 9класс)-2008год Участие в Сибирской олимпиаде по химии « Будующее Сибири» - 2 диплома III степени (2011год)
Пермский военный институт –( кинолог )2008 год, Новосибирский государственный технический университет – технология продуктов общественного питания ( 3 студента ) и – экономический факультет в качестве дополнительного экзамена при поступлении сдавала химию (2009 г.), Саратовский институт МВД - судебная экспертиза (2009 г ) поступление и успешное обучение учащихся в высших учебных заведениях.
год - « За успехи в организации и совершенствование учебного и воспитательного процессов в условиях модернизации образования » год – « За значительные достижения в обучении и воспитании учащихся » год – « За особые успехи в развитии личности ученика в условиях модернизации образования ». почетные грамоты