Образ Бабы- Яги в русском фольклоре.. Цель работы: раскрыть образ Бабы- Яги как мистического персонажа дохристианской Руси. Задачи : Рассмотреть разные.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Баба-Яга: знахарка знахарка или или мертвец? мертвец?
Advertisements

Чаще всего она представлена от природы одноногая или с костяной ногой, с большим кривым носом, упирающимся в потолок, и зубами, лежащими на полке.
Всем нам с детства знакома Баба-Яга. В представлении большинства людей, она вроде злого духа, весьма враждебно относящегося к людям.
Баба-Яга, кто она на самом деле? Исследовательская проектная работа учащихся 2 и 3 класса. Учитель Пилюгина Н.А.
Баба Яга - кто она?. В чащобе густой, среди ягод и мхов, Где людская вовек не ступала нога, Жила одинокая Баба-Яга. В чащобе густой, среди ягод и мхов,
Проект подготовила ученица 3 «Б» класса гимназии 426 Паршева Анастасия Руководитель: Кейм С. В.
Раскроем образ Бабы-Яги в славянской мифологии: лесная старуха, волшебница, ведьма. Рассмотрим образ Бабы-Яги в русских сказках.
Изучая характер этого персонажа, можно постичь и образ мыслей, и образ жизни наших предков.
Проект по литературе. Тема: Образ Бабы Яги в русских сказках. Выполнили: обучающиеся 6б класса Зверькова А., Панова Ю. Руководитель: учитель русского.
Всем нам с детства знакома Баба-Яга. В представлении большинства людей, она вроде злого духа, весьма враждебно относящегося к людям.
Роль образа БАБЫ – ЯГИ в русских народных сказках Автор: Чагин Сергей Алексеевич ученик 6 а класса Руководитель: Жданова Татьяна Александровна, учитель.
Отражение языческого мировоззрения в фольклоре Выполнила Шабай Злата ученица 7 класса МБОУ Лицея г.Бирска.
СЛАВЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ. Славяне-язычники поклонялись стихиям, верили в родство людей с различными животными, приносили жертвы божествам, населяющим все.
« «Эта таинственная Баба – Яга» Исследовательская работа Выполнил творческий коллектив обучающихся: Андреева Кристина 4 «Б» кл. Ефимова Виктория 4 «Б»
Там, на неведомых дорожках… Обучающиеся 3 «А» класса: Лямов Максим Приймаченко Валентина Савин Кирилл Черепанова Ева Руководитель: Фрицлер С.К. МАОУ СОШ.
Выполнили: обучающиеся 4 б класса Тема исследования: Можно ли отнести Бабу Ягу к богиням?
«Образ Бабы-Яги в русских народных сказках: происхождение, становление, развитие» Выполнила: Косикина Анна ученица 6 б класса Руководитель: Тарамалы Ю.О.
Образ Бабы Яги в русских народных сказках. Образ Бабы Яги в русских народных сказках. Проект подготовила: ученица 5 А класс Бондаренко Снежанна.
Персонажи славянской мифологии. Боян Благодаря «Слову о полку Игореве» Боян вошел в сознание людей Древней Руси как великий слагатель и исполнитель устных.
МИСТИЧЕСКИЕ ПЕРСОНАЖИ ДРЕВНИХ СЛАВЯН Авторы: Нискова Диана, Страхова Алина, Цюпка Ольга. Школа: ГБОУ «Школа 1492» Класс: 4 Б Руководитель: Мордовцева Е.А.
Транксрипт:

Образ Бабы- Яги в русском фольклоре.

Цель работы: раскрыть образ Бабы- Яги как мистического персонажа дохристианской Руси. Задачи : Рассмотреть разные версии исследователей о происхождении и понимании образа Показать двойственную природу происхождения персонажа на примерах сказок

Наиболее древнейшая из славянских Баб – это Баба Яга. У многих возникают вопросы: что означает Яга? Почему она такая страшная? И уж тем более никто не верит, что страшная Баба Яга - изначально заботливая берегиня. Слово «Яга» - огрубленное «Яшка». Яша в славянских песнях называли ящура - некогда жившего на земле и исчезнувшего прародителя всего живого; отсюда наше более понятное - пращур.

Баба Яга изначально - прародительница, очень древнее положительное божество славянского пантеона, хранительница (если надо - воинственная) рода и традиций, детей и околодомашнего (часто лесного) пространства. В разных славянских племенах были позже и другие прародительницы, получившие имена собственные: Златая Баба, Златая Мать, Макошь и т.д.

Действительный член Русского географического общества А.Н. Афанасьев осмысливал русские сказки в понятиях так называемой "мифологической школы",. Можно предположить, что сказочный образ Яги возник в русском народном творчестве как результат многовекового взаимодействия на общем индоиранском фоне славянской и финно–угорской культур. Несомненно, что проникновение русских на Север, в Югру и Сибирь, знакомство с бытом местного населения и последующие рассказы о нем оказали заметное влияние на формирование образа Яги в русских, а затем и зырянских сказках. Именно новгородские ушкуйники, казаки– первопроходцы, воины, ямщики и солдаты принесли на Русь те необыкновенные сведения о жизненном укладе, обычаях и верованиях Югры, которые, перемешавшись с древнеславянской мифологией и фольклором, наложили отпечаток на волшебные сказки о Бабе Яге.

Версия В. Я. Проппа Рассуждая о связи Яги с образом смерти, Пропп утверждает, что она "никогда не ходит. Она или летает, или лежит, то есть и внешне проявляет себя как мертвец". ("Исторические корни волшебной сказки". М С.164). Это абсолютная неправда. Из этой статичной начальной позы Яга встаёт и кормит героя, она приходит и уходит точить зубы, оставляя пойманных детей одних, бегает от богатырей, лазает в норы под камнем, катается-валяется на костях, и т. д, и т. п. Например в белорусской сказке "Хортки" рассказывается: "Назавтра Баба Юга сказала девке кросны ткать, а мальцу дрова сечь, а сама пошла, а коту велела их стеречь. Походит, походит, да подойдёт под окно и спрашивает: - Девка - девица, русая косица! Ткёшь ли ты? - Тку, бабушка, тку! Она и ушла". Далее благодарный кот отпускает детей. И только когда Баба Юга обнаруживает пропажу она садится на ступу, но не летит на ней, а бежит. (Чарадзейныя казкi. Мiнск С. 1

Поскольку Баба Яга выступает как представительница мира мертвых (хотя это напрямую ниоткуда не следует) или проводник в оный, многие исследователи делают из этого выводы о том, что Бабу Ягу нужно непременно связывать с погребальными культами древних славян. Древние славяне кремировали своих предков, а после кремации помещали прах в особые могильные домики на высоких столбиках. Вот такие могильные домики, по мнению исследователей, и являются прообразом сказочной избушки. И в ступе - не менее чудном чем домик транспортном средстве бабы Яги - тоже видят связи с погребальным культом. У индусов так вообще ступа - культовое погребально- мемориальное сооружение. Ну так тож у индусов!

Зачем Яга детей в печку сажала Перепекание Ребёнка - обряд, совершаемый над младенцами, больными рахитом или атрофией (по народной терминологии собачьей старостью или сухотами): грудного ребенка кладут на хлебную лопату и триждзны всовывают в теплую печь. Ритуал осуществлялся иногда и при других болеях, например при грыже; во Владимирской губернии «перепекали» всех детей непосредственно после родов. В России обряд был известен преимущественно в Поволжье, центрально - и южнорусских губерниях, а также в Сибири, на Украине на Подолье, в волынском Полесье, в Киевской, Черниговской и Харьковской областях. Украинская баба - знахарка на рассвете приносила из трех колодцев воды, замешивала тесто, пекла хлеб и, вынув хлеб из печи, всовывала туда на лопате ребенка. Как и повсюду у восточных славян, обряд мог сопровождаться диалогом. Когда знахарка сажала ребенка в печь, его мать трижды обходила вокруг хаты, каждый раз заглядывая в окно и спрашивая: «Што ты, бабусю, робышь?» Знахарка отвечала: «Хлиб гнитю!»

Согласно большинству описаний, главной целью обряда было сжигание болезни, а сопровождался он приговорами типа: «Собачья старость, припекись в печи!», «Как хлеб печется, так и собачья старость пекись!» Смысл обряда определяется символическим отождествлением ребенка и хлеба, выпечки хлеба и появления ребенка на свет: его как бы возвращают в материнское чрево (печь), чтобы он родился заново. По сообщению из Пензенской губернии, «иногда ребенок родится слишком слабым и сухощавым. Такого младенца, который, по выражению народному, не допекся в утробе матерней", старухи-знахарки перепекают" в обыкновенной печке, чтобы сделать его полным и здоровым». По-видимому, печь символизировала также и загробный мир, отправление в нее временную смерть (ср. действия Бабы Яги и т.п.).

Заключение Происхождение Бабы- Яги связано с образом хозяйки зверей и мира мертвых. Она может выступать и в функции вредителя, и в функции дарителя, волшебного помощника Такие атрибуты, как избушка на курьих ножках. ступа, лопата, которой она забрасывает в печь детей, согласуются с языческими дохристианскими верованиями, представлениями и обрядами Персонажи, сходные с Бабой- Ягой,известны в германской, греческой и других мифологиях.

Список использованной литературы Mythologyblog./ru Б. А. Рыбаков « Язычество древних славян »- м.: Русское слово, 1997 В. Калашников «Боги древних славян»,М.: Белый город,2003 Sueverija/. narod.ru/muzei Д.Гаврилов, А. Ноговицын «Боги древних славян. Язычество. Традиция»,-М.:Рефл- Бук, 2002